«Солдатенковское собрание картин доставлено в Румянцевский музей <...> Помещена на стене картина Брюллова „Вирсавия“, прорванная художником в бешенстве, что ему не удается какая-то тень, бросившим в неё сапогом...»
«
Русское Слово», 11 сентября (29 августа) 1911 г.
(картинки щелчком можно увеличить)
Ну, что ж. Посмотрим на тени.
А заодно - и на прочие мелочи.
Ведь когда читаешь, скажем, такой
бойкий текст (а подобных текстов - десятки):
«Мотив - обнаженное тело, освещенное заходящим солнцем, - позволял художнику блеснуть своим декоративным даром. Абрис фигуры дан волнообразной непрерывной линией, так восхищавшей современников художника. <...> Зритель любуется отблесками водной струи на стенке бассейна, сверкающими застежками ярких восточных одежд, радужными крыльями стрекозы, летающей над головой Вирсавии»
становится ясно, что сочинитель сего и не удосужился взглянуть на картину.
Начнём со стрекозы.
Крылья её на картине никак не радужные, а золотистые.
Да и не летает она (некоторые мастера художественного слова
пишут даже - «порхает»), а сидит на листве.
При полёте стрекозы
прижимают лапки к груди и машут крыльями с частотой
27-
42 взмаха в секунду, так что и не углядишь.
Ну да ладно.
Смотрим дальше и видим, что К.П. Брюллов так окончательно и не решил, как поставить кисти рук Вирсавии - и оставил самому зрителю решать, какой вариант выбрать.
А прямо над самой головой красавицы мы видим не «порхающую стрекозу», а пять странных бороздок, как будто кто когтями (ногтями) полоснул сверху вниз. Ну, для ногтей - слишком узко, там всего сантиметра четыре в ширину.
А так - больше похоже на потёки краски: то ли следы неряшливой помывки картины, то ли сам Брюллов не только сапогом изволил швырнуть, но и скипидарчика плеснул в бешенстве.
Голубые ленточки и одна красная в волосах очень хороши.
Так, теперь пусть «...зритель любуется отблесками водной струи на стенке бассейна...»:
Похоже, что тут не только золотистые отблески, но видны и остатки ещё двух вариантов положения самой водной струи, бившей с большим напором, но попадавшей тогда не в очень удачное место под Вирсавией.
Ну вот, кстати и тень появилась. А именно - тень от трубочки, из которой льётся вода, и её положение говорит о том, что солнце ещё высоко.
Тени от локтя и от завязки сандалии говорят о том же:
Но почему же все комментаторы как один твердят про «лучи заходящего солнца» ?
Во-первых, потому, что все переписывают друг у друга;
во-вторых, не смотрят на картину;
в-третьих, если уж сказано в Ветхом Завете, Второй книге Царств, глава 11:2, что:
«Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива»,
то и на картине должен быть вечер.
Хотя, тут Давид пока ещё и не появлялся - видимо, вчера хорошо погулял и хоть уж заполдень, а всё ещё спит.
Хорошо ведь сказано: Давид встал с постели под вечер.
Проблема с обувью заключалась не только в швырянии сапогов.
Как видите, стопа Вирсавии окружена неким волшебным сиянием, и недаром:
ведь если сравнить её с размером сандалий, то окажется что они ей куда как велики:
.
Заодно здесь можно проверить утверждение о «...мраморной коже героини и лоснящемся маслянистом черном теле служанки-негритянки».
Бывает, говорят, и розовый мрамор, но вот у негритянки (которую, между прочим,
в некоторых текстах называют евнухом) лоснится только кончик носа и колено.
Нашёл вот ещё один
примечательный текст:
«В „Вирсавии“ художник передает чувственную эротику, по-мужски откровенно любуясь каждой складочкой стройного тела и прядями густых распущенных волос».
Обалдеть. Начал откровенно по-мужски искать и зафиксировал три складочки стройного тела, а именно, под коленом, на сгибе руки и выше пупка.
В связи с этим, передаю комментаторам от К.П. Брюллова живописный привет имени доктора Фрейда.
Так сказать, «...усиливая впечатление, мастер обратился к эффектному приему ...»:
и в виде бонуса- текст Виктора Пелевина «Зигмунд в кафе».
Так что утверждение, что красавица изображена «на темно-зеленом фоне чащи», тоже вызывает некоторые сомнения, скорее уж - на буром, темной охры, фоне, не говоря уж о белых простынях и алой накидке.
Картина не закончена, потому, видимо и авторской подписи не обнаруживается.
Посему, в завершение, воспользуюсь деталью другой картины - «
Итальянский полдень», где такая подпись начертана прямо на белой рубашке итальянки, снимающей виноград.
------------------------
P.S.
Существуют десятки всяких Вирсавий, написанных со служанками и без, с Давидом и без него.
Пожалуй, самый забавный Давид, напоминающий чем то одновременно и говорящую голову и карлу из "Руслана и Людмилы" и червового короля, торчит среди деревьев на картине Франческо Хайеса. Купание Вирсавии:
.
Этот дед в кустах - поучительная сцена, помня о том, какой он был молодец в молодости:
И наконец автокомментарий:
Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво...
А эта грудь не слишком ли нага?»...
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не свыше сапога!»
А.С. Пушкин.
Сапожник.