D'Artagnan et les trois mousquetaires. Франция - Канада - Великобритания - Чехия, 2005. Авторы сценария - Пьер Акнин, Жерар Вальреван (по роман Александра Дюма). Режиссер - Пьер Акнин. Оператор - Аллен Смит. Композитор - Мэтт Данкли. Художник - Реаль Пруль. В ролях: Венсан Эльбас (д'Артаньян), Эмманюэль Беар (Анна де Брёй, графиня де Ла Фер / миледи Винтер), Хайно Ферх (Атос), Грегори Гадебуа (Портос), Грегори Деранже (Арамис), Чеки Карио (кардинал Ришелье), Тристан Улоа (Людовик XIII), Стефания Рокка (Анна Австрийская), Диана Амфт (Констанция Бонасье), Мэтью Чемберс (герцог Бэкингем), Жак Списсер (Бонасье), Пьер Акнин (присяжный). 210 мин.
Юный д'Артаньян бежит через лес за улетевшим белым соколом и видит странную сцену на поляне. Всадник в черном вешает на дереве белокурую девушку в длинном белом балахоне - и тут же уносится прочь, ничуть не желая насладиться зрелищем ее конвульсий. Она болтается в петле несколько мгновений, но тут с неба нисходит огонь и сжигает веревку. Поникшая девушка поднимает голову и в ее голубых глазах растекаются озерки пламени. Белый балахон растворяется в мистическом свете, а на ее левом плече выступает яркий змееобразный зигзаг. Когда ошеломленный д'Артаньян выходит из оцепенения, на поляне уже никого нет.
Так начинается 1 серия экранизации Пьера Акнина. Девушку - будущую миледи - играет Эмманюэль Беар, и для меня это достаточное (увы, потом становится ясно, что единственное) основание, чтобы смотреть фильм дальше.
Основное действие разворачивается 10 лет спустя. Д'Артаньян вырос и отправляется в Париж, чтобы стать мушкетером. В целом всё происходит более или менее в соответствии с сюжетом романа - знакомство с тремя мушкетерами, потом история с подвесками и т. д. Но главный казус - фигура самого д'Артаньяна, который по комплекции крупнее и Атоса, и Портоса, и Арамиса. Герою романа Дюма, как мы помним, было 18 лет. Заглянув в IMDB, выясняем, что Венсан Эльбас (Vincent Elbaz) старше почти в два раза, ему 34. Хайно Ферху (Атосу) - 42, Грегори Деранже (Арамису) - тоже 34, а Грегори Гадебуа (Портосу) - и вовсе 29. Дело не в том, что актер старый (Дуглас Фербенкс играл нашего героя в 39, Майкл Йорк в 31, Жерар Барре и Боярский в 30), Венсан Эльбас - по всем статям красавчик, жеребчик, вполне сошел бы и за дартаньяна, но в такой компании «старших» мушкетеров он смотрится как переросток-второгодник - наглый и неотесанный, полный амбиций догнать и перегнать сверстников, которые начали вовремя. Из мушкетеров поживее смотрится Арамис, Атос - на твердый троебан, Портос просто никакой.
Сюжетные инновации Пьера Акнина и его соавтора тоже вызывают большие недоумения. Если юный д'Артаньян оказался случайным свидетелем того, как граф де Ла Фер вешает свою жену, значит его отец - сосед графа? Или отец и сын охотились на чужой и незнакомой территории? Или граф специально завез жену в чужой далекий лес, чтобы скрыть преступление? Акнина это всё не очень беспокоит - предварительная встреча героев нужна ему не для посюстороннего, а для мистического плана истории.
Этот план проясняется только в конце первой и в начале второй серии. Чудодейственное растворение в воздухе повешенной девушки, из-за которого д'Артаньян-подросток принял всё увиденное за наваждение, было актом вселения дьявола в женское тело. Во второй серии Пьер Акнин уже концептуально переосмысляет сюжет. Граф де Ла Фер повесил молодую супругу совсем не потому, что «бедная девушка была воровкой», как простодушно повествует первоисточник, а потому что она убила их ребенка - их первенца (это было ее первое приношение нечистой силе). Миледи, вовлекшая в свои козни самого кардинала Ришелье и ссорящая Францию и Англию, - орудие самого Ада. А то, что д'Артаньян оказался свидетелем смерти и оживления графини де Ла Фер, - так его привел на это место не сокол, а перст Божий.
Борьба с дьяволом в человеческом обличье - уже не в компетенции мушкетеров, поэтому недоделанный священник Арамис обращается к своему учителю, иезуиту отцу Кортесу. Тот уже забросил экзорсизм и тому подобные штуки, но по каким-то непонятным мотивам Ришелье преследует его, и чтобы отомстить кардиналу, отец Кортес соглашается уничтожить миледи.
- Почему дьявол выбрал именно эту женщину? - любопытствует Арамис.
- Обычно дьявол выбирает женщин с нежным лицом, почти ангельским, - отвечает отец Кортес, - чтобы половчее всех обмануть.
- Красотой дьявола?
- Совершенно верно.
Беар действительно хороша и совершенно органична в роли ангельской дьяволицы. Однако введение спиритуалистической линии мало что меняет, вся «дьявольщина» реализуется на уровне мелких спецэффектов: миледи напускает чары на Атоса, чтобы тот набросился на д'Артаньяна, сама дерется с д'Артаньяном, подпрыгивая как заправский ниндзя. Но ее реальным оружием остается всё та же мелкопакостная интрига. Анна Австрийская, которая в одночасье забывает про обожаемого Бэкингема и становится верной супругой короля, наконец забеременела. Улыбающаяся миледи в элегантной черной рясе тут как тут с поддельным письмецом от Бэкингема с любовными излияниями и припиской «берегите нашего ребенка», адресованным королеве, но переданным так, чтобы его прочитал… король.
Ввязавшись в затею с демонизацией миледи, Акнин так и не придумал, как из нее достойно выпутаться. Чтобы победить зловредную дамочку мушкетеры добывают ее договор с дьяволом и под профессиональным руководством отца Кортеса сжигают его на том самом месте в том самом лесу (кому он все-таки принадлежал?), с помощью системы линз направив на него солнечный луч. Казалось бы, ужасный договор прекращен, но ни характер, ни поступки миледи нисколько не меняются - она продолжает сеять зло и убивает Констанцию. Что одержимая, что не одержимая, она одинаково вреднючая тварь, так что по-любому приходится отрубить ей голову. Правда, финальный кадр содержит жирное многоточие - хотя контракт и сгорел, дьявол так просто не бросает свои души, и коль уж один раз он оживил это тело, почему не повторить фокус.
Пьер Акнин - вообще-то неплохой актер, сценарист и режиссер, поставивший на телевидении дюжину фильмов в разных жанрах, в том числе комедии, детективы, сказку «Али Баба и сорок разбойников», байопик «Шатобриан», фильмы из политической истории Франции «Смерть президента» (о Помпиду) и «Государственное преступление». «Д'Артаньян и три мушкетера» - его единственный фильм для большого экрана. Провалившийся, но с кем не бывает.
«Три мушкетера» (1961, р. Бернар Бордери) «Возвращение мушкетеров» (1989, р. Ричард Лестер) «Четыре мушкетера. Месть миледи» (1974, р. Ричард Лестер) «Три мушкетера. Алмазы королевы» (1973, р. Ричард Лестер) «Три мушкетера» (1959, р. Клод Барма) «Три мушкетера» (1948, р. Джордж Сидни) Мушкетериада: Фильмы по мотивам романов А. ДюмаНастоящий д'Артаньян, или Крепче не было в мире гвоздей