«Три мушкетера»

Aug 03, 2010 15:33

Les trois mousquetaires. Франция, 1959. Авторы сценария (по роману Александра Дюма и Огюста Маке) - Клод Барма, Пьер Ниволле. Режиссер - Клод Барма. Операторы - Жорж Леклерк, Жак Лемар. Художник - Поль Пелиссон. Композитор - Жозеф Косма. В ролях: Жан-Поль Бельмондо (д’Артаньян), Жан Шеврие (Атос), Даниэль Сорано (Портос), Юбер Ноэоль (Арамис), Робер Ирш (Планше), Габи Сильвия (миледи), Жорж Ланн (Людовик XIII), Клод Нолье (Анна Австрийская), Пьер Ассо (кардинал Ришелье), Робер Пор (Рошфор), Эдмон Бошан (де Тревиль), Мишель Галабрю (Бонасье), Мари-Бланш Вернье (Констанция Бонасье), Жорж Декриер (лорд Винтер), Бернар Деран (Бэкингем), Жан-Поль Тома (Фельтон), Симона Ваннье (Кэтти) и другие. 119 мин.

Черно-белая телевизионная экранизация романа Дюма. Уникальный случай - в титрах указан и ghost-writer, соавтор лучших книг Дюма - Огюст Маке.

Одновременно со своей звездной ролью в «На последнем дыхании» 26-летний Бельмондо сыграл д’Артаньяна. Он пробовался на Планше, но к его удивлению режиссер Клод Барма предложил ему главного героя. После сильно пожилого д’Артаньяна - Жоржа Маршаля - в фильме А. Юнебелля (1953), Бельмондо смотрится гораздо живее, но это еще только намек на «звездного», вальяжного и зажигательного Бебеля.

Крайняя сжатость экранного времени проявляется в трех вещах: 1) многие важные события просто пересказываются их участниками, 2) все дамы теряют голову при первом появлении в кадре с д’Артаньяном и 3) на поединки затрачен минимум экранного времени (первой же стычкой мушкетеров и гвардейцев фехтование заканчивается, во всех остальных случаях мушкетеры просто выпихивают гвардейцев из кадра).

Действие начинается сразу в кабинете де Тревиля, где юный гасконец пересказывает капитану мушкетеров, как у него отняли рекомендательное письмо в Менге. Затем следует знаменитая дуэль с тремя мушкетерами, прерванная появлением гвардейцев, в компанию которых от нечего делать затесался и лорд Винтер. Разделавшись с де Жюссаком, д’Артаньян побеждает и англичанина, но любезно сохраняет ему жизнь, и тот немедленно знакомит его со своей невесткой - миледи. Миледи делает авансы храбрецу, но ее тут же сдает ревнивая служанка Кэтти, сообщающая д’Артаньяну, что у госпожи есть любовник.

Только после этого развертывается история с подвесками и страстный роман героя с госпожой Бонасье. О развитии отношений с миледи и ее служанкой мы узнаем из разговоров д’Артаньяна с Атосом: сначала подвыпивший старший друг рассказывает младшему печальную историю про девушку с клеймом на плече, а потом младший признается старшему, что обнаружил то самое клеймо у дамочки, которую хотел наказать за вероломство и для этого проник к ней в спальню под чужим именем.

Эпизод с соблазнением Фельтона тоже в основном переведен в формат рассказа миледи. В результате многократно упомянутое клеймо в виде геральдической лилии мы видим единственный раз - перед казнью, и это производит неожиданно броский эффект. Правда, предыстория клейма не объясняется никак, поэтому внушительно авансированное появление бетюнского палача повисает в воздухе.

Сегодня смотреть эту экранизацию смешно из-за не очень ловких попыток совладать с материалом. Из актерских работ выделяются Мишель Галабрю в роли Бонасье и Роббер Ирш в роли прощелыги Планше (причем подчеркнуты его эгоистические черты, а совсем не доброта и преданность хозяину). Удачны, в плане соответствия образам, кардинал и Рошфор. Миледи и госпожа Бонасье симпатичны, но едва ли более. Три мушкетера почти что никакие. Прекрасный театральный актер Даниэль Сорано по комплекции не дотягивает до Портоса, но через два года он гораздо лучше вписался в роль Ришелье в экранизации Бернара Бордери (1961).

В карьере Бельмондо фильм остался проходным, но, по воспоминаниям актера, дебют на телевидении сделал его узнаваемым человеком в своем квартале.

«Возвращение мушкетеров» (1989, р. Ричард Лестер)
«Четыре мушкетера. Месть миледи» (1974, р. Ричард Лестер)
«Три мушкетера. Алмазы королевы» (1973, р. Ричард Лестер)
«Три мушкетера» (1948, р. Джордж Сидни)
Мушкетериада: Фильмы по мотивам романов А. Дюма
Настоящий д'Артаньян, или Крепче не было в мире гвоздей

историческое кино, кино, мушкетериада, кино и литература, экранизации

Previous post Next post
Up