«Три мушкетера»

Feb 17, 2008 16:33

The Three Musketeers. США, 1948. По роману Александра Дюма. Автор сценария - Роберт Ордри. Режиссер - Джордж Сидни. Оператор - Роберт Планк. Композитор - Герберт Стотхарт. В ролях: Лана Тёрнер (леди де Винтер), Джин Келли (д’ Артаньян), Джун Эллисон (Констанция), Ван Хефлин (Атос), Гиг Янг (Портос), Роберт Кут (Арамис), Анджела Лэндсберри (королева Анна), Фрэнк Морган (король Людовик XIII), Винсент Прайс (Ришелье), Джон Саттон (герцог Бэкингем), Реджинальд Оуэн (де Тревилль), Кинан Уинн (Планше), Патрисия Медина (Китти, служанка миледи), Ричард Уайлер (Альберт, тюремщик), Сол Горсс (де Жюссак). 125 мин.

Посмотрел еще одну старую экранизацию «Трех мушкетеров». Американские экранизации французской классики меня обычно страшно раздражают глупейшей отсебятиной. Все поздние упражнения на тему мушкетериады («Три мушкетера» Стивена Херека, «Человек в железной маске» Рэнделла Уолласа, «Мушкетер» Питера Хайамса и проч. - просто немыслимое барахло; отрадное исключение - трилогия Ричарда Лестера). Но фильм 48-го года очень мил. Отступления от романа в нем невелики и направлены на уплотнение сюжета, а не на демонстрацию амбиций сценаристов.

Первой в титрах идет миледи - звезда МГМ Лана Тёрнер, голливудская блондинка с формами 40-50-х («sweater girl») .

Д’Артаньяна играет на удивление моложавый Джин Келли (даже не подумаешь, что ему там 36 лет!). Выдающийся кинотанцор с его невысоким ростиком «вытягивает» гасконца чисто на озорной пластике. Его первый бой с де Жюссаком и поставлен как танец. Он дерется, приплясывая, игриво вертя попой; заканчивает тем, что срезает с де Жюссака ремешок штанов и оставляет его в комедийных трусах (предвосхищая юнебеллевских «Шарло»). Потом он его убьет, встретив в засаде на дороге в Англию. И в других поединках, прежде чем броситься на противника, Келли сначала подскакивает то ли от избытка энергии, то ли чтобы повыпендриваться - всё это слегка напоминает сценарий Хармса «Машкин убил Кошкина».

Три мушкетера довольно невзрачные. Совсем никакой Портос, чуть получше Арамис. Атос - с лицом, сильно помятым единственной в жизни любовью-ненавистью. История его женитьбы выглядит несколько иначе. Аристократ Робер(т) де Ла Фер женился на юной простолюдинке, а новоявленная графиня зачем-то уговорила соседа, молодого затворника, обчистить местную церковь. Супруг сам отдал воровку палачу в Лилле и тот выжег на ее плече лилию. После этого он выгнал ее из дому и больше не видел, хотя продолжал любить всю жизнь. И вновь встретив Шарлотту-миледи, чтобы отнять полученную от кардинала грамотку, Атос сперва ее страстно целует, а затем хлещет по морде, и опять же не может удержаться, чтобы не поцеловать перед тем, как окончательно передать Лилльскому палачу.

С полукомедийным д’ Артаньяном в фильме появляется куча водевильных приколов и шуточек.

Король отчитывает мушкетеров за дуэль и оскорбление действием, нанесенное гвардейцам кардинала, а в конце награждает каждого пятью сотнями франков.

Диалог кардинала и Рошфора:
- Рошфор, как поживает ваш друг д’ Артаньян?
- Он мертв.
- А почему у вас такой хмурый вид?
- Пятеро моих людей утверждают, что убили его в пяти разных местах.

Констанция - не жена, а крестница Бонасье. Лавочник не находит ничего умнее, чем на три недели уехать по делам и препоручить охрану крестницы лихому квартиранту - так он где-то бесследно и сгинул, никто о нем больше ни разу не вспомнил.

Когда д’ Артаньян пышно изъясняется Констанции в любви с первого взгляда, та качает головой:
- Вы сумасшедший?.. (Поворачивается к нему спиной) Хорошо, зашнуруйте мне платье.
Несмотря на пикантность некоторых ситуаций и диалогов, изобразительный ряд абсолютно целомудренный.

К миледи под видом де Варда д’ Артаньян направляется исключительно, чтобы спасти Констанцию. Предварительно приходится обольстить и служанку - что ж, цель оправдывает. После ночи любви с миледи он приходит к Атосу и рассказывает: а ты знаешь, она совсем не такая плохая, как мы думали, вот даже колечко мне подарила… - Ну-ка, ну-ка, - отвечает Атос и потрясенно узнает в кольце свою фамильную драгоценность, которую он подарил малышке Шарлотте на свадьбу.

Еще одна трансформация, связанная с уплотнением сюжета: уличенная в интригах и шпионаже миледи оказывается пленницей Бэкингема, однако ее тюремщиком герцог назначает не Джона Фельтона, а… мадемуазель Бонасье, уже успевшую стать мадам д’Артаньян.
Кто убьет герцога? Угадайте. Варианты:
а) сама миледи
б) Констанция Бонасье
в) молодой тюремщик Альберт.

Анну Австрийскую играет совсем молоденькая Анджела Лэнсберри («Она написала: убийство»).

«Возвращение мушкетеров» (1989, р. Ричард Лестер)
«Четыре мушкетера. Месть миледи» (1974, р. Ричард Лестер)
«Три мушкетера. Алмазы королевы» (1973, р. Ричард Лестер)
«Три мушкетера» (1959, р. Клод Барма)
Мушкетериада: Фильмы по мотивам романов А. Дюма
Настоящий д'Артаньян, или Крепче не было в мире гвоздей

историческое кино, кино, мушкетериада, кино и литература, экранизации

Previous post Next post
Up