Desperate Romantics. Великобритания, 2009. Автор сценария - Питер Баукер. Режиссер - Пол Гэй. Оператор - Салан Элмонд. Композитор - Дэниел Пембертон. В ролях: Эйдан Тёрнер (Данте Габриэль Россетти), Рэйф Сполл (Уильям Холман Хант), Сэмюэл Барнетт (Джон Эверетт Миллес), Сэм Крейн (Фред Уолтерс), Эмми Мэнсон (Лиззи Сиддал), Дженни Жак (Энни Миллер), Том Холландер (Джон Рёскин), Зоэ Таппер (Эфемера Рёскин), Марк Хип (Чарлз Диккенс), Ребекка Дэвис (Фанни Корнфорт), Дайфриг Моррис (Уильям Моррис), Натали Томас (Джейн Бёрден), Питер Сэндис-Кларк (Эдуард Бёрн-Джонс), Поппи Ли Фрайер (Роза Ля Туш) и другие. 354 мин.
Шестичасовой минисериал Би-Би-Си о «Братстве прерафаэлитов» - объединении английских живописцев, в середине XIX века бросивших вызов академической живописи и оказавших огромное влияние на становление европейского символизма и стиля модерн.
В фильме четыре главных героя и две главных героини - художники-прерафаэлиты Данте Габриэль Россетти, Уильям Холман Хант по прозвищу «Маньяк», Джон Эверрет Миллес, вымышлено-собирательный персонаж - друг художников, журналист Фред Уолтерс, от имени которого ведется рассказ, и натурщицы-возлюбленные-музы членов Братства Элизабет Сиддал и Энни Миллер. Отдельную непрерываемую линию составляют отношения прерафаэлитов с законодателем художественных вкусов викторианской эпохи, критиком Джоном Рёскиным. В последних двух сериях появляются еще четыре исторических персоны: поэт, художник и философ Уильям Моррис, художник Эдвард Берн-Джонс и красавицы-модели Фанни Корнфорт и Джейн Бёрден-Моррис. Можно упомянуть и периферийного персонажа, не раз возникающего в разных местах фильма - Чарлза Диккенса, поначалу хулителя прерафаэлитов, потом поклонника «Офелии» Миллеса, позже учредителя дома для перевоспитания падших женщин.
Многие, в том числе самые удивительные, эпизоды этой истории почерпнуты из реальности. Скажем, сцена, в которой Лиззи Сиддал, позирующая для Офелии Миллеса, лежит в ванне, множество свеч, расставленных вокруг для согревания воды, постепенно гаснет, и бедная натурщица, не смея потревожить увлеченного живописца, зарабатывает простуду с осложнениями на всю жизнь. Или линия взаимоотношений Рёскина, его супруги Эффи и юного Миллеса. Влиятельный критик берет под покровительство многообещающего художника и предписывает ему писать портрет своей жены. От сеанса к сеансу выясняется, что почтенный наставник занимается сводничеством и норовит уложить невинного Джонни в постель к жене, за несколько лет их брака так и оставшейся девственницей. Друзья подозревают, что мэтр таким образом хочет спровоцировать скандал и развестись, переложив моральные и материальные последствия на супругу, - они вмешиваются в это дело, разводят Эффи с Рёскиным и выдают ее за Джонни, слегка обескураженного таким развитием событий. Головокружительная история связи Холмана Ханта с Энни Миллер тоже имеет реальную основу, хотя всё в целом рассказано больше с юмором, чем всерьез.
Все же о стержневой линии сериала - отношениях Данте Габриэля Россетти с Лиззи Сиддал - надо сказать особо. Тут не просто шаржированные «сцены из жизни богемы», а концепция, шаг за шагом развенчивающая образ Россетти и к финалу выставляющая его отпетым негодяем (которым он вовсе не был!).
Для этого и введена фигура придуманного Фреда Уолтерса - якобы это он открыл удивительную красоту Лиззи (а не художник Уильям Деверелл, написавший с нее Виолу в картине по «Двенадцатой ночи» Шекспира), указал на нее друзьям из Братства, а потом всю жизнь оставался верным платоническим поклонником мисс Сиддал, в отчаянии наблюдающим, как ее губит любовь Россетти.
Россетти показан душой компании, при этом эгоистом, циником, сексоголиком и бездельником. В отличие от своих друзей, которые на протяжении фильма пишут свои главные картины (Хант - «Влюбленного пастуха», «Светоча мира», «Козла отпущения», «Пробудившуюся совесть», Миллес - «Изабеллу», «Офелию», «Приказ об освобождении», «Осенние листья», «Мыльные пузыри» и т. д.), Россетти только болтает, обещая поразить мир, и даже не гнушается выдать какие-то эскизы Миллеса за свои. Ему не зазорно переманивать Рёскина за спиной у друзей. Однако фреску, которую заказал ему Рёскин, за него напишут Моррис и Бёрн-Джонс. Время от времени он бросается вдохновенно малевать своих любовниц, но характерно, что Рёскин, наконец-то пришедший к нему в мастерскую, намерен купить все работы… мисс Сиддал, а вовсе не Данте Габриэля. Словом, художник он, если верить фильму, пшиковый. Его литературная работа показана вскользь - один раз он пишет сонет для Лиззи. На его переводы с итальянского нет и намека. Сестра Кристина Россетти - выдающаяся поэтесса и брат Уильям Майкл Россетти - поэт, критик, историограф прерафаэлитов - не попали в фильм, потому что помешали бы представить его беспутным прожигателем жизни и только.
Фред Уолтерс утверждает в фильме, что когда Россетти наконец вступил в официальный брак с Лиз Сиддал, он ее уже не любил - у него вовсю бушевал роман с Фанни Корнфорт и начиналась страстная влюбленность в Джейн Бёрден. Но это сомнительно: Россетти взял Фанни Корнфорт в качестве экономки через год после смерти Лиззи, а тесные отношения с Джейн Бёрден-Моррис начались у него лишь в конце 60-х. Таким образом, похотливость главы прерафаэлитов в сериале тенденциозно преувеличена.
А главный удар, который наносит по репутации Россетти Фред Уолтерс, - реальный факт, специфически интерпретированный. В отчаянии Россетти бросил на гроб Лиззи рукопись своих стихов. «Это были хорошие стихи, - комментирует Уолтерс, - и в этот момент я подумал, что такой поступок говорит об искренности его любви и раскаяния». И тут же в стык идет сцена эксгумации, когда Россетти разрывает могилу возлюбленной и вытаскивает тетрадь назад. А это, мол, расставило точки над i, - завершает рассказчик, - и показало истинную цену его демонстративного жеста.
Однако эксгумация произошла через семь лет. Как писал Россетти брату Уильяму Майклу: «Многие друзья с давних пор то и дело намекали мне на возможность восстановления моих утраченных рукописей, а когда я в прошлом году был в Шотландии, [Уильям Белл] Скотт особенно на этом настаивал. Несколько месяцев назад Хауэлл по собственному волеизъявлению принялся за это дело и предложил взять на себя все хлопоты по его осуществлению. На что я, однако, довольно долго не решался дать согласие, но в итоге все-таки сдался…» (письмо от 13 октября 1969 г. // Россетти Д. Г. Письма. 1836-1881. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - С. 319). Это все же не ситуация «захотел - положил, захотел - взял обратно». Рукопись, которую автор бросил в могилу любимой женщины, была выдающимся произведением английской поэзии, и это было всем понятно.
Я с большим воодушевлением начинал смотреть «Отчаянных романтиков». Сериал, снятый для Би-Би-Си, - как правило, гарантия качественной культурной реконструкции и прекрасных актерских работ (это не отнимешь!)… Но представлять одного из самых возвышенных, одухотворенных поэтов и живописцев своего столетия, у которого каждая строка дышит чистотой, а каждый женский образ на картинах - религиозной пылкостью, короче, представлять Данте Габриэля Россетти одиозным шалопаем и романтическим пустозвоном - предприятие, не заслуживающее аплодисментов.
Номинация на Приз Королевского телевизионного общества 2009 года за лучшую музыку (Дэниел Пембертон).
http://okino.ru/index.php?page=news.details&id=297