"Гениальность - это путь"

Nov 16, 2017 17:07

Сегодня на семинаре с театром "Около Станиславского" ЮГ повторил формулу Шифферса: главная цель образования - взращивание национальной гениальностиСтал в этой связи вспоминать и обдумывать, что Ш. понимал под гениальностью. Вовсе не то, что понимают обычно - не высокую степень одаренности, талантливости. Гений - это не свойство человека, не его ( Read more... )

гениальность, Шифферс

Leave a comment

Comments 112

miya_mu November 16 2017, 14:38:41 UTC
В педагогике одаренность определяется не как способности, память etc., (они должны присутсвовать, но как инструментальные качества, которые теоретически всегда можно развить), но как vocacion. Точного перевода на русский не существует, нечто среднее между призванием и одержимостью ( ... )

Reply

gignomai November 16 2017, 15:02:54 UTC
Нет, дорогая Ольга, очень со многим не согласен - с Вами или со "всем миром", в котором что-то "спокон веку" принято :)).
Когда приосвободитесь и будете готовы обсуждать, выскажусь определеннее.

Reply

miya_mu November 16 2017, 15:25:33 UTC
Вряд ли освобожусь до конца года, нашествие гостей и одновременно много работы. Если захотите высказаться сейчас, я бы с удовольствием послушала, ну и отвечу в доступном мне режиме.

Reply

gignomai November 16 2017, 15:38:58 UTC
Ну, на самом-то деле, Вы, по-моему, резко сместили предмет, пропустив без внимания центральную мысль Е.Л.Шифферса, которую я положил в основание всего последующего: гений - это не качество, не свойство, не способность, НЕ ОДАРЕННОСТЬ, а СЛУЖЕНИЕ, "должность", путь.
Отсюда - суждения об отношениях между гением и святым (гений в послушании у святого) и о значении гениальности для народа и его культуры. И - о взращивании гениальности как цели образования. (Про утопию и, тем более, почему-то неэтичность - это мне совсем непонятно).
Все остальное - природная одаренность, отбор и проч. вещи вторичные. Если Вы не об этом, то мы - о разном. И тогда придется специально решать вопрос о соотнесении того, о чем говорите Вы, с тем, о чем говорю я.

Reply


a_pollaiolo November 16 2017, 17:32:46 UTC
Вспоминается спор с американскими профессорами, когда мне сказали буквально следующее: "наша задача не воспитание гениев, а подготовка профессионалов". И в этом секрет успеха их системы на данной стадии.

Reply

gignomai November 16 2017, 20:24:47 UTC
1. Что такое успех? Чем и какими масштабами он мерится?
2. Шифферс - и я вслед за ним - имеем в виду не столько гениев-одиночек, сколько гениальность как совокупную характеристику общества, в которую вклад - разный - вносят многие.

Reply

a_pollaiolo November 18 2017, 14:25:27 UTC
1. В данном случае, очевидно, сугубо экономическими показателями.
2. Примеры массовой гениальности редки. Если считать таковым итальянский ренессанс, то надо признать, что и там обилие гениев не принесло решения социальных и экономический проблем и даже не помогло объединению страны, если не считать попытку, предпринятую Борджиа. (Италия объединилась как раз тогда, когда культура пришла в упадок). Пример советской культуры, можно считать более успешным на какой-то стадии, но и здесь мы имеем в результате распространение диссиденства, экономический коллапс и утечку мозгов. Следует отметить аналогию между Борджиа и Сталиным: по мысли А. Ф. Лосева личностный титанизм порождает культ личности, не только на эстетическом, но и на политическом уровне. Вероятно, только при таком условии, т.е. будучи ведомым сверхличностью, общество гениев может существовать и развиваться.

Reply

gignomai November 18 2017, 20:46:55 UTC
Андрей, мне кажется, Вы продолжаете по инерции мыслить гениальность как свойство индивида, его одаренность. А тут предлагается совсем иное понимание гениальности. Я не буду утверждать, что гениальность сообщества в таком понимании дело частое и легко осуществимое, но важно, что иначе ставится вопрос.

Reply


trita November 16 2017, 20:27:53 UTC
Гениальность как групповой эпитет -- это тема действительно модерновая, но её разбирать в рамках нормальных критериев и понятий невозможно, масштаба понятий не хватит.

А вот эта фраза мне видится довольно странной, не очень понятно что есть гениальный обыватель: "Так, гениальному писателю нужны гениальные читатели, а гениальному театру - гениальные зрители"
?
теряюсь в догадках, как это... "гениальный читатель" в моём понимании это только гениальный писатель.

Reply

gignomai November 16 2017, 20:33:33 UTC
Я это так вижу. Если гениальность - это не свойство, а функция, дело (ну, скажем, донесение до нас "света свыше"), то исполняют это дело вместе писатель и соответствующие ему читатели - они "писатели" только в переносном смысле, том, что без них ему не писалось бы.

Reply

trita November 16 2017, 20:44:16 UTC
Сперва подумал "а почему <если>?", а потом понял, что это проблема распознавания "света в свете". Поскольку "гениальность" есть феномен предельный, то причины гениальности (то есть феномены ещё более высокого порядка) до поры до времени в уме совпадают с гениальностью, это как различить силу энергии, не так и просто.

"Гениальность" это наверное всё же качество индивида, но это качество парадоксальное, оно означает действительно прозрачность, то есть отсутствие качеств, просветление, и уже эта прозрачность обеспечивает приток "сияния святости", это "сияние" и есть функция, но для стороннего зрителя видна она через гения и гениальность.

Можем ли мы на аналогии такого гения рассматривать просветлённый народ? Можем, но не буду оригинален, для этого нам понадобится оккультизм, как наука о свете.

Reply

gignomai November 16 2017, 20:51:34 UTC
Когда я настаиваю на функции перед качеством, я не отрицаю необходимости качества (прозрачность - это, по-моему, точно), но выдвигаю цель, а не средство. Это педагогически важно: стремиться к приходу света, а не к своей прозрачности. Хотя... может быть, я и не совсем прав: аскеза, смирение - это про прозрачность.

Reply


kaktus_okamenel November 20 2017, 20:57:17 UTC
"Сегодня я - гений", - записал в дневнике ПушкинБлок, закончив "Бориса"поэму "Двенадцать". Пушкин, закончив "Бориса", писал Вяземскому: "Я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши и кричал: ай да Пушкин!" Иногда в устных пересказах добавляют "...ай да сукин сын!"

Reply

gignomai November 20 2017, 21:11:01 UTC
Да... соврал! Спасибо.
Смотрите-ка, а никто, кроме Вас, не заметил.

Reply

kaktus_okamenel November 20 2017, 21:20:46 UTC
да, прошу простить за занудство. Возможно это разночтение и не меняло ничего в смысле Вашего поста.
Меня же это различие в самовыражении двух поэтов после завершения значительного труда всегда напрягало - как-то Блок слишком самовлюбленно высказывается. Так что искал всё, что известно по поводу этих двух высказываний, и потому оказался "грамарнаци" в этом моменте:)

Reply

gignomai November 20 2017, 21:28:57 UTC
Смысл поста, правда, не меняло. Но все равно, надо тщательнее работать :)
Немного жалко, все-таки Пушкин как бы авторитетнее... :)
Исправил, спасибо.

Reply


mxm_bel November 26 2017, 07:59:32 UTC
Поначалу я ничего не понял ( ... )

Reply

gignomai November 26 2017, 13:56:19 UTC
Давайте разделим понимание того, как мыслил Шифферс, и того, как Вы считаете правильным.

Для Ш. существовала одна иерархия на вершине которой был Иисус Христос. Служение - это служение Ему и, по сопричастности, тем, кто помогает в служении Ему, святым, ученичество у них.
В такой картине нет места другим идеям. Вопрос о подавлении, игнорировании или любовном убеждении несогласных - это другой вопрос.

Но я обсуждал это как парадигматическую установку для всех, кто признает "вертикаль", иерархию, авозможность возрастания к лучшему. Так представляемая установка противостоит не другим иерархиям, а эгоцентрической установке "креативных людей" на самовыражение.

Reply

mxm_bel November 27 2017, 07:59:43 UTC
= Давайте разделим понимание того, как мыслил Шифферс, и того, как Вы считаете правильным

Так, вроде бы, это и пытаюсь делать. Противопоставляюсь Вам, поскольку, как я понял, Вы поддерживаете позицию Шифферса

= В такой картине нет места другим идеям

И это совершенно точная формулировка того, чему я противопоставляюсь. Если нет места другим идеям, то, по принципу, невозможно развитие

= Но я обсуждал это как парадигматическую установку для всех, кто признает "вертикаль", иерархию, возможность возрастания к лучшему.

Вертикаль, иерархия - это, своего рода "очевидность" пути. Но эта очевидность, она для любой иерархии обязательна, не предполагает выбора, свободы воли. И противостоит она не столько эгоцентрической установке на самовыражение (хотя и ей тоже), а как раз "возможности возрастания к лучшему", понимаемой как "любой другой" возможности.

Reply

gignomai November 27 2017, 11:34:52 UTC
Так в том-то и порок современной формы секуляризма, что он пытается добиться свободы выбора через обесценивание вертикалей. И приходит к единственно возможной в этом случае установке - на самовыражение (ее еще самореализацией называют).

Reply


Leave a comment

Up