Сегодня на семинаре с театром "Около Станиславского" ЮГ повторил формулу Шифферса: главная цель образования - взращивание национальной гениальностиСтал в этой связи вспоминать и обдумывать, что Ш. понимал под гениальностью. Вовсе не то, что понимают обычно - не высокую степень одаренности, талантливости. Гений - это не свойство человека, не его
(
Read more... )
Comments 112
Reply
Когда приосвободитесь и будете готовы обсуждать, выскажусь определеннее.
Reply
Reply
Отсюда - суждения об отношениях между гением и святым (гений в послушании у святого) и о значении гениальности для народа и его культуры. И - о взращивании гениальности как цели образования. (Про утопию и, тем более, почему-то неэтичность - это мне совсем непонятно).
Все остальное - природная одаренность, отбор и проч. вещи вторичные. Если Вы не об этом, то мы - о разном. И тогда придется специально решать вопрос о соотнесении того, о чем говорите Вы, с тем, о чем говорю я.
Reply
Reply
2. Шифферс - и я вслед за ним - имеем в виду не столько гениев-одиночек, сколько гениальность как совокупную характеристику общества, в которую вклад - разный - вносят многие.
Reply
2. Примеры массовой гениальности редки. Если считать таковым итальянский ренессанс, то надо признать, что и там обилие гениев не принесло решения социальных и экономический проблем и даже не помогло объединению страны, если не считать попытку, предпринятую Борджиа. (Италия объединилась как раз тогда, когда культура пришла в упадок). Пример советской культуры, можно считать более успешным на какой-то стадии, но и здесь мы имеем в результате распространение диссиденства, экономический коллапс и утечку мозгов. Следует отметить аналогию между Борджиа и Сталиным: по мысли А. Ф. Лосева личностный титанизм порождает культ личности, не только на эстетическом, но и на политическом уровне. Вероятно, только при таком условии, т.е. будучи ведомым сверхличностью, общество гениев может существовать и развиваться.
Reply
Reply
А вот эта фраза мне видится довольно странной, не очень понятно что есть гениальный обыватель: "Так, гениальному писателю нужны гениальные читатели, а гениальному театру - гениальные зрители"
?
теряюсь в догадках, как это... "гениальный читатель" в моём понимании это только гениальный писатель.
Reply
Reply
"Гениальность" это наверное всё же качество индивида, но это качество парадоксальное, оно означает действительно прозрачность, то есть отсутствие качеств, просветление, и уже эта прозрачность обеспечивает приток "сияния святости", это "сияние" и есть функция, но для стороннего зрителя видна она через гения и гениальность.
Можем ли мы на аналогии такого гения рассматривать просветлённый народ? Можем, но не буду оригинален, для этого нам понадобится оккультизм, как наука о свете.
Reply
Reply
Reply
Смотрите-ка, а никто, кроме Вас, не заметил.
Reply
Меня же это различие в самовыражении двух поэтов после завершения значительного труда всегда напрягало - как-то Блок слишком самовлюбленно высказывается. Так что искал всё, что известно по поводу этих двух высказываний, и потому оказался "грамарнаци" в этом моменте:)
Reply
Немного жалко, все-таки Пушкин как бы авторитетнее... :)
Исправил, спасибо.
Reply
Reply
Для Ш. существовала одна иерархия на вершине которой был Иисус Христос. Служение - это служение Ему и, по сопричастности, тем, кто помогает в служении Ему, святым, ученичество у них.
В такой картине нет места другим идеям. Вопрос о подавлении, игнорировании или любовном убеждении несогласных - это другой вопрос.
Но я обсуждал это как парадигматическую установку для всех, кто признает "вертикаль", иерархию, авозможность возрастания к лучшему. Так представляемая установка противостоит не другим иерархиям, а эгоцентрической установке "креативных людей" на самовыражение.
Reply
Так, вроде бы, это и пытаюсь делать. Противопоставляюсь Вам, поскольку, как я понял, Вы поддерживаете позицию Шифферса
= В такой картине нет места другим идеям
И это совершенно точная формулировка того, чему я противопоставляюсь. Если нет места другим идеям, то, по принципу, невозможно развитие
= Но я обсуждал это как парадигматическую установку для всех, кто признает "вертикаль", иерархию, возможность возрастания к лучшему.
Вертикаль, иерархия - это, своего рода "очевидность" пути. Но эта очевидность, она для любой иерархии обязательна, не предполагает выбора, свободы воли. И противостоит она не столько эгоцентрической установке на самовыражение (хотя и ей тоже), а как раз "возможности возрастания к лучшему", понимаемой как "любой другой" возможности.
Reply
Reply
Leave a comment