Сегодня на семинаре с театром "Около Станиславского" ЮГ повторил формулу Шифферса: главная цель образования - взращивание национальной гениальности.
Стал в этой связи вспоминать и обдумывать, что Ш. понимал под гениальностью. Вовсе не то, что понимают обычно - не высокую степень одаренности, талантливости. Гений - это не свойство человека, не его принадлежность, а род служения, более сухо, технически: функция.
«Гений гениален не собой, но иероглифом-произведением, исторгающимся сквозь него почти инстинктивно».
«Гениальность есть путь».
«"Объект высшей ступени невозможен к ведению органами низшей ступени…". Можно диагностировать самосознание "искусствоведа" - это не гениальный человек, это талантливый человек. Талант - это то, что покупается».
Но из этого следует кое-что, помогающее, по-моему, правильнее понять и образовательную формулу Ш.
Во-первых, функцию можно исполнить или не исполнить, войти и выйти из состояния ее исполнения. "Сегодня я - гений", - записал в дневнике Блок, закончив "12". Не во все, значит, моменты жизни, по самосознанию поэта.
Во-вторых, функцию может выполнять не только личность, единичный человек, но и коллектив, и сообщество, и даже, наверно, народ. (Опять-таки, в отдельных, может быть, и редких его состояниях).
Собственно, Шифферс и мыслил гения "в спарке" со святым, удостоверяющим верность пути. Святой как помощник гению, в этом случае, скорее, старший помощник, наставник. "Гениальность должна быть прозрачна для сияния святости".
Но гению нужны и младшие помощники, ученики и подмастерья, разной "субгениальности" (гениальная рука, гениальное сердце...), вместе с ним образующие гениальное сообщество.
Так, гениальному писателю нужны гениальные читатели, а гениальному театру - гениальные зрители.
И с учетом всего этого исходная формула о "взращивании гениальности" утрачивает смысл непременно элитарного образования. Взращивать нужно не только отдельных гениев из числа особо одаренных, но гениальный народ.
«Явление гениальности осознается почти как "климат", как "среда обитания", формующая определенный народ и вызывающая этот народ на определенное служение…»