"Гениальность - это путь"

Nov 16, 2017 17:07

Сегодня на семинаре с театром "Около Станиславского" ЮГ повторил формулу Шифферса: главная цель образования - взращивание национальной гениальностиСтал в этой связи вспоминать и обдумывать, что Ш. понимал под гениальностью. Вовсе не то, что понимают обычно - не высокую степень одаренности, талантливости. Гений - это не свойство человека, не его ( Read more... )

гениальность, Шифферс

Leave a comment

miya_mu November 16 2017, 14:38:41 UTC
В педагогике одаренность определяется не как способности, память etc., (они должны присутсвовать, но как инструментальные качества, которые теоретически всегда можно развить), но как vocacion. Точного перевода на русский не существует, нечто среднее между призванием и одержимостью.
Педагогика, направленная на гениев - точнее будет говорить "одаренных", иначе акценты смещаются с процесса на результат, то есть вместо педагогики получается что-то не очень этичное, социальную утопию, - так вот, педагогика, направленная на одаренность, давно (как бы не спокон веков) принята во всем мире как некий идеал, призванный выявить в каждом его, пардон за тавтологию, одаренность. Проблема в исполнении этого идеала в современной педагогике обозначена как ресурсная, причем не только условиями обучения, но и условиями жизни ребенка.
К условиям жизни относятся не только семья и среда, но и специфические проблемы каждого в отдельности - так, раскачивание одаренности автоматически раскачивает психические проблемы, которые педагогика вынуждена компенсировать при работе с одаренными детьми.
Это я Вам вкратце сливаю тот материал, с которым работала еще в Москве и о котором в двух словах, кажется, рассказывала. Тема мне интересна, но участвовать в обсуждении, к сожалению, не смогу, у меня тут аврал за авралом.

Reply

gignomai November 16 2017, 15:02:54 UTC
Нет, дорогая Ольга, очень со многим не согласен - с Вами или со "всем миром", в котором что-то "спокон веку" принято :)).
Когда приосвободитесь и будете готовы обсуждать, выскажусь определеннее.

Reply

miya_mu November 16 2017, 15:25:33 UTC
Вряд ли освобожусь до конца года, нашествие гостей и одновременно много работы. Если захотите высказаться сейчас, я бы с удовольствием послушала, ну и отвечу в доступном мне режиме.

Reply

gignomai November 16 2017, 15:38:58 UTC
Ну, на самом-то деле, Вы, по-моему, резко сместили предмет, пропустив без внимания центральную мысль Е.Л.Шифферса, которую я положил в основание всего последующего: гений - это не качество, не свойство, не способность, НЕ ОДАРЕННОСТЬ, а СЛУЖЕНИЕ, "должность", путь.
Отсюда - суждения об отношениях между гением и святым (гений в послушании у святого) и о значении гениальности для народа и его культуры. И - о взращивании гениальности как цели образования. (Про утопию и, тем более, почему-то неэтичность - это мне совсем непонятно).
Все остальное - природная одаренность, отбор и проч. вещи вторичные. Если Вы не об этом, то мы - о разном. И тогда придется специально решать вопрос о соотнесении того, о чем говорите Вы, с тем, о чем говорю я.

Reply

miya_mu November 17 2017, 22:48:05 UTC
нет-нет, я возражаю именно уравниванию гениальности и служения.
Служение есть термин, широко используемый в применении к христианству (в пределе - идее) и вассальной верности, (в пределе - народу и государству). Все другие его прочтения надо обговаривать отдельно, но коннотация прошлой эпохи неотъемлима, слово "служение" либо анахронично, либо весьма локально используется в субкультурах. Анахронизм я бы проиллюстрировала священным правом древнего эллина служить своему городу-государству, поскольку там сразу видны невыполнимые для нас условия; более того, относительно государства мы попадаем в ситуацию, обозначенными древними как "не служение, но рабство". Если же не касаться примеров, которые Вы не любите, а кореллировать с нашей эпохой, то это отдельное рассуждение, сейчас не будем.
Правда, остается недосказанным, кому предназначено служение, на кого направлено. Вы могли бы высказаться по этому вопросу?

Reply

gignomai November 18 2017, 07:51:28 UTC
Да, конечно, могу.
Для меня как христианина - Богу-Троице, Христу.
Но поскольку я все время думаю о необходимости параллельного выстраивания секулярной педагогики, для совместной жизни в светском пространстве, то я бы обобщил так: служение тому, что ценишь, почитаешь за высшее. Если же служения дифференцировать, делить на специальные служения, то там и государство (вовсе не обязательно рабство, могу развить), и семья, и дело.
Мне кажется, в этом вопросе, как и везде важно не только за что ты, но и против чего. Принцип служения противостоит принципу самовыражения. Тот же Шифферс называл это "пьедестализмом".

Reply

miya_mu November 18 2017, 18:31:29 UTC

Хорошо, я именно таки и поняла. И именно отсюда вижу две проблемы, обещающие социальную катастрофу при таком подходе к образованию.
Первая, как уже сказала, это анахронизм. Человек как функция является признаком родоплеменного строя, при котором представление о высшем благе и идеалах совпадает у всех членов общины. Многообразие современного мира не позволяет надевать идеологический колпак на учеников - служение входит в христианские ценности, но категорически отвергается, скажем, в буддизме. Что такая прекрасная система будет делать с буддистами? А с антиклерикалами, считающими своим долгом упразднить христианство до катакомбного? А с мусульманами, чье служение подразумевает насаждение Корана во всем мире? А с врагами существующей государственной системы - сначала настраивать их служению идеала, а потом, когда идеал оказывается неудобным, отправлять в Министерство Правды? С аутистами, мизантропами, людьми малых сил, или, по буддистской же терминологии, рожденными в эту жизнь для отдыха? Иными словами, служение и человек как функция возможны лишь в гомогенной среде, изгоняющих всех непохожих в пустыню; современное же многообразие идеалов, подогретое ставкой на служение, превратит мир в клубок религиозных войн и каскад социальных революций.
Второй проблемой, настолько же катастрофической, видится принижение гениальности до служения. В принципе самовыражения я тоже не вижу «пьедестализма», их уравнивание - очень христианская концепция, и если бы она возобладала в истории, у нас бы не было не только культуры, но и самой истории, а один только оруэлловский «1984». Но это ладно, если Вы не видите тоталитаризм и тиранию за таким подходом, то, как бы меня это ни удивляло, оставим. Сведение гениальности с проявленности и демиургичности вниз, к функции, подчинение гения святому, приставленному как учитель и сторож…этожжж чистый Оруэлл, страшное дело. Да и вообще не все гении выживают «в заданных рамках», не зря в Советском Союзе было так хорошо естественникам и так плохо гуманитариям.
Нет, если это проект христианской школы, то милое дело…впрочем, и здесь не могу не вспомнить иезуитов и францисканцев, этих «псов Господних», сразу мурашки по коже.

Reply

gignomai November 18 2017, 20:56:56 UTC
:))
Я рад, что мы так откровенно размежевались. Полярное восприятие. Только с такой ситуации и можно начинать серьезный разговор, о способе ведения которого я должен подумать. Не хочется начинать его с квалификации Вашего видения как либертарианской пошлости, подобие которой первым бросается в глаза, надеюсь, Ваша позиция глубже.

Reply

miya_mu November 18 2017, 21:26:45 UTC
))
Ничего против того, чтобы назвать мои мысли либертианской пошлостью, не имею. Правда, я так и не поняла, что имеется в виду под либертианством, это очень специфический русский термин (у нас он значительно уже) и никто мне так его и не объяснил.
Думаю, что моя позиция целиком следует неоплатонизму, принципиально адогматической традиции в своей основе. Конечно, каждый из нас не сам по себе, а проводит идеи своей школы. Тут действительно надо думать и смотреть, какие точки пересечения существуют.

Reply

gignomai November 18 2017, 21:56:52 UTC
Не обижайтесь, я же оговорил, что похоже, а сходство может быть ложным. Попробую завтра изъясниться обстоятельней и четче, сей момент не в форме :)

Reply

надо думать и смотреть gignomai November 19 2017, 10:07:28 UTC
Святые слова.
Давайте попробуем. Задача, как я ее понимаю, не уговорить друг друга, а возможно четче понять каждую из позиций, очистив ее от случайных искажений.

1. Анахронизм, говорите? Для меня это слово, если оно употребляется в оценочном смысле, относится к лексикону прогрессизма - видения истории как поступательного движения к лучшему. На мой взгляд, это неверное видение. В истории есть и прогрессы (локальные, секторальные), и регрессы, и циклы, и катастрофы, и тупики - чего только нет. И есть вечное, относительно содержания которого можно спорить, но отвергать его - это деградация. Идея иерархии, высшего и низшего, Неба и Земли - соответственно, служения низшего высшему, ориентация на него, черпание свыше помощи - вечна и универсальна.

2. Вы, на мой взгляд, придали своему отрицанию служения видимость достоинства за счет подмены. Вы социологизировали и политизировали вопрос. Отсюда как черт из табакерки выскочил Оруэлл и, соответственно, Ваш, не сомневаюсь, искренний свободолюбивый пафос. Служение гения святому - это не госповинность, а добровольное "сидение у ног" (упанишады), ученичество, искание помощи. Как, например, ездили русские писатели в Оптину, или как искали просветления у учителей чань/дзен (это к упоминанию Вами буддистов). Или же (о чем я меньше готов говорить), когда высшая сила сама нисходит к пророкам ("Как труп в пустыне я лежал...").

3. Есть отдельная и очень трудная проблема, одна из центральных сейчас для меня, это проблема общего образования в светском обществе (здесь, кстати, у нас искомая Вами точка пересечения - я безоговорочный сторонник того, чтобы общегосударственная школа была светской). Так вот. Говоря о воспитании СПОСОБНОСТИ К СЛУЖЕНИЮ - как антитезы (а, может быть, дополнения) способности и потребности самовыражения - я не имею в виду навязывание единого предметно-определенного объекта служения. Сама способность ценна! Здесь я верен тому направлению поиска, который начал постами о проторелигиозности (если заинтересуетесь - по одноименной метке).

4. Похоже (но здесь веское Вам слово как эксперту) неоплатонизм тоже не должен отвергать иерархии верха и низа. Но вот историю он, подозреваю, видит глаже и однонаправленней, чем она есть. Не из него ли выросли идеи прогресса?

Reply

Re: надо думать и смотреть miya_mu November 19 2017, 20:14:10 UTC
Анахронизм, разумеется, прямо относится к поступательному движению и отставанию по этому вектору. Однако "движение к лучшему" здесь будет подменой и избыточным добавлением по отношению ко всей совокупности исторического. Достаточно того, что можно констатировать изменение условий жизни, при которой всякий регресс был бы катастрофой (то есть не всяких условий, а таких принципиальных, как преодоление голода, болезней и нищеты).
Человек как функция относится к той стадии развития, когда любое ослабление функционала грозит выживанию общества. "Государство" Платона часто обвиняют в "фашизме" именно из-за предельной функционализации, на что историки отвечают - нет, никакого фашизма, но стремление Платона возродить дорийский родо-племенной строй, представляющийся грекам неким золотым веком. То, с какой регулярностью антропологи и историки (разумеется, не все, а очень малая часть) уже Нового Времени стремятся возродить этот идеал, заставляет думать, что существует какая-то психическая структура, объединяюшая людей с такой склонностью.
Надо сказать, что известные нам гении мало разделяют эти идеи, при том что существует другой кластер признаков, в которые вписывается большинство из них - но это отдельная тема.

2. Служение и обучение - очень разные практики. Здесь нельзя отмахнуться от практического ракурса, именно он разводит их максимально далеко. Гению, опять же, не только незачем "сидеть у ног учителя", но и вредно. При всей важности преемственности, история нам показывает гениев, отказавшихся от учителя и восставших против такой фигуры, - наверняка есть и Ваш вариант, но я вот думаю и вспоминаю, и ничего в голову не приходит.

3. Проторелигиозность меня очень интересует, это же наша "первая теология" и всегда интересно, что об этом говорят и как в друних школах. Но в отношении обучения я твердо стою на позиции, что сначала становление через самовыражение, а только потом, может быть, повышение уровня. Самовыражение - обязательная потребность определенного возраста, раньше он заканчивался быстро, сейчас продолжается как бы не до тридцати, у женщин часто длится, пока дети не вырастут, - но в целом это очень индивидуальные ритмы, с которыми надо обращаться максимально бережно. Собственно, существует раздел индуистской философии, в которой ранжируется возрастная периодизация, служение там становится возможным не раньше сорока пяти - тот же возраст, до которого Каббала не рекомендует приступать к мистическим занятиям. Для многих, по понятным причинам, подходящий возраст наступает куда позднее или вовсе не в этой жизни.
Вы предлагаете сломать и традиционные ритмы и новые, сегодняшние, опираясь на практику, которую мы видим только в канонах христианских орденов. Было бы странно, если бы оно не вызывало эээ... отторжения.

4. Отвечу сразу о прогрессизме. Ничего плохого в нем не вижу, как и в традиционализме, у каждой идеи свои последователи. Гении, при все при том, обычно либо безразличны и к тому и к другому, либо приверженны к прогрессу, традиционализм ими не богат.
Неоплатонизм, однако, относится к метафизическому эволюционизму - также, как буддизм, суфии и каббалисты. К эволюционизму же сейчас (не факт, что надолго) относятся киберпанк и трансгуманизм (к слову сказать, Вы спрашивали как-то фантастику по новым социальным моделям - вот конкретно по трансгуманизму вспомнила "Акселерандо", Чарльз Стросс. Влиятельная концепция освобождения духа от материальных оков, явно или неявно присутствующая в культуре и современной метафизике).
Я, разумеется, чистейшей воды эволюционист (речь о метафизике, не о биологии), и была им задолго до того, как вошла в неоплатонистическую школу.

Что касается верха и низа. Лестница Иакова, по которой идет непрерывное движение вверх и вниз, заимствованная из Авесты, является важным символом у неоплатоников и описывает движение по вертикали, сшивающее небо и землю. Одушевление нижнего мира через средний для сближения его с верхним, другими словами - что пытался передать Св. Августин и что было полностью искажено при переводе тройственного учения в манихейский дуализм.
Тут меня уже понесло, как всегда при разговоре о Н., прошу прощения.

Reply

Re: надо думать и смотреть gignomai November 19 2017, 20:41:00 UTC
1. Однако "движение к лучшему" здесь будет подменой и избыточным добавлением по отношению ко всей совокупности исторического. Достаточно того, что можно констатировать изменение условий жизни, при которой всякий регресс был бы катастрофой (то есть не всяких условий, а таких принципиальных, как преодоление голода, болезней и нищеты).
-----
Странное возражение. Движение осмысленно назвать поступательным, если оно направленно. И негативно оценивать отставание можно только в том случае, если эта направленность - к лучшему. Это с точки зрения элементарной логики.
Я не отрицаю прогресс, как я и сказал, локальный или секторальный. Но он не относится ко всему, нет оснований считать, что мир от момента к моменту становится во всех отношениях лучше. По-моему, это очевидно, но готов конкретизировать.

2. Конечно, бывает и отказ от учителей - когда нет достойных. Но во всех традициях присутствует ориентация на лучшие образцы, на высшее.

3. Самовыражение - обязательная потребность определенного возраста
-------
Ну и что? Да, это потребность возраста, который называют по-разному - подростковый, пубертатный и т.п. Иногда он, как Вы пишете, он затягивается у женщин - по-моему, это беда, социальная патология, проявления которой мы сейчас наблюдаем в крайностях феминизма. С этим надо считаться, как с тем, что в этом возрасте часто чирии выскакивают и подростки стесняются своего облика... Это техника, не отменяющая того, что нужно "смотреть вверх", для чего обычно нужна помощь.

4. Приму к сведению, что вы эволюционист. "Акселерандо" начинал читать, но стало скучно.

Не сомневался, что идеи иерархии присущи и неоплатонизму. Вообще, должен сказать, что учения, в которых этот аспект вообще не представлен, это просто убожество. Думаю, согласитесь.

Reply

Re: надо думать и смотреть miya_mu November 20 2017, 23:16:39 UTC
Прошу прощения за задержку с ответом, совсем укатали крутые горки. Сейчас немного отдышусь и отвечу уже в новую тему.

Reply

Re: надо думать и смотреть gignomai November 21 2017, 06:57:42 UTC
Не торопитесь :)

Reply


Leave a comment

Up