Дошли руки до обсуждения книги А.Чекановского "К уяснению учения о самоуничижении Господа нашего Иисуса Христа" (Киев, 1910), чтение которой, наконец, закончил. Напомню, что взялся я за нее по совету Анонима, квалифицировавшего как "кенотизм" учение В.Н.Лосского о личности и опирающееся на это учение богословие иконы Л.А.Успенского (см. комменты к
http://gignomai.livejournal.com/77438.html). Книга - замечательная, хотя и трудная с непривычки, в т.ч. и в силу такого свооего достоинства как дотошность.
Сначала - для близких мне малоосведомленностью в этом круге вопросов - небольшое введение в проблему.
Греческое слово "кеносис" буквально означает "опустошение" от "кеноо" - "опустошать, опорожнять". Но "кенос" - не только "пустой" в физическом смысле, но и "бесплодный, напрасный", "лишенный чего-то", "изможденный" и даже "глупый". Соответственно, все эти значения могут быть перенесены и на существительное "кеносис"; отсюда такие русские эквиваленты, как "уничижение", "истощание".
А дело-то в том, что слово этого корня употреблено в Новом Завете в отношении Иисуса
Христа, а именно в Послании ап. Павла к филиппийцам (2:6-8): "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной". Словом "уничижил" переведено греч. "экеносен", аорист глагола "кеноо". "Кенотическая проблема" состоит в том, как это "уничижение" понимать.
Кто такие "кенотики"? Для Чекановского, писавшего в начале ХХ века, это протестантские (в основном лютеранские) богословы, которые предложили свое понимание воплощения и вочеловечения Бога-Сына, опираясь в первую очередь (но далеко не только) на процитированные слова апостола. В первом приближении они утверждали, что Бог, чтобы стать человеком, как-то отказался от Своих Божеских свойств, по меньшей мере, умалил, преобразовал их или их проявление вовне.
Однако, если речь идет об отказе от божественности Иисуса Христа, то это прямо противоречит важнейшему догмату христианства - о Богочеловечестве Спасителя, принятому на 4-м вселенском соборе. Вот его текст:
"Последуя Святым Отцам, мы согласно учим исповедывать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, одного и того же истинно Бога и истинно человека, из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству и единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, Рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни нас ради и нашего ради спасения, от Девы Марии Богородицы по человечеству; Одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух природах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, так что соединением нисколько не нарушается различие природ, но сохраняется особенность каждой и они соединяются в Одно Лицо и одну Ипостась; - не рассекаемого или разделяемого на два лица, но Одного и Того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Нашего Иисуса Христа, как о Нем учили прежде пророки и Сам Господь Иисус Христос научил нас и как то предал нам символ отцов".
Раз "совершенный Бог" - то о каком отказе от Божеских свойств можно говорить? - говорят оппоненты кенотиков. Но кенотики не отрицают догмата; они ставят проблему: Иисус, говорят они, прожил человеческую жизнь, он был младенцем и подростком, "возрастал и укреплялся духом" (Лук. 2:40), многократно обнаруживал слабость, ограниченность, свойственные человеку - неведение (например, о конце мира - Мк. 13:32), страдания, душевные и телесные, и т.д. Непризнание того, что все это, скажем страдания Христа, реально, означает отрицание того, что Он - "истинно человек", а это - ересь, для которой есть особое название - "докетизм" (от "докео", мнить, т.е. учение о мнимости человеческих страданий Христа).
Такова та исходная точка, с которой можно разворачивать доводы за и против кенотизма - что и делает Чекановский.