Что толку в Каббале?

Jun 14, 2017 11:20

Мой высокоценимый собеседник kiprian_sh недавно написал пост , в котором привел цитаты из о. Павла Флоренского и Н.А.Бердяева со ссылками на Каббалу сопроводив их своим комментарием: «Без Каббалы нашим богословам  -- никак :)». Подтекст очевиден: «Не находя подтверждения своим новациям у св. отцов, обречены искать его черт-те где». Поскольку же я, как и ( Read more... )

искупление, Библия, Исайя, методология, /kiprian_sh, каббала, кеносис

Leave a comment

Comments 30

trita June 14 2017, 09:53:16 UTC
Нда... )
А что значит "смерть Своего Сына", разве кто-то умер? Христос ведь живее Ленина, если я чего-то не путаю. Но в общем и целом занятные темы, конечно. Кстати, один из эпитетов "оккультизма" звучит как "Наука Искупления".

Reply

gignomai June 14 2017, 12:25:56 UTC
Ну как "кто-то умер"? Умер и воскрес. Я - не докетист, чтобы считать смерть Христа на Кресте иллюзорной.
А "наука искупления" - это хорошо :)

Reply

trita June 14 2017, 13:57:44 UTC
А дело не в натуральности убивания Христа, но в акцентировании именно Его смерти, и отношении к Его жизненному, реальному присутствию "с нами во все дни" как к иллюзии, условности, аллегории, асбстракции. Для христианства такой акцент скорее характерен, на смерти и гробе. Уж лучше докетизм, чем хуже?

Reply

gignomai June 14 2017, 14:02:50 UTC
в акцентировании именно Его смерти, и отношении к Его жизненному, реальному присутствию "с нами во все дни" как к иллюзии, условности, аллегории, абстракции.
----
Думаю, Вы искажаете христианство. Реальности смерти Христа противопоставляется реальность Его воскресения, а не иллюзорность присутствия. Если позволить себе эстетическую оценку, то красота православного христианства именно в мощи этого полновесного противопоставления - подлинной смерти и подлинного воскресения, а докетизм это смазывает.

Reply


osyotr June 14 2017, 11:56:16 UTC
Иными словами, Богъ, съ запозданіемъ въ тысячи лѣтъ, искупаетъ собственную вину, такъ что и спасителемъ, во всякомъ случаѣ, его называть не приходится.
Да съ такой сотеріологіей Васъ на части разорвутъ, какъ менады Орфея.

Reply

gignomai June 14 2017, 12:23:54 UTC
Ну, во-первых, "тысячи лет" при любом толковании приходится объяснять.
Во-вторых, история есть история взаимодействия и диалога Бога и человечества. Так что, для "смены стратегии" что-то должно было накопиться.
В-третьих, заметьте, я не говорю о реальной вине Бога, а лишь о Его самоуничижительном принятии Себя вины, что иначе формулируется так: "взял на Себя грехи мира".
А так, пускай рвут, лишь бы толково аргументировали. Я для того и написал.

Reply

osyotr June 14 2017, 12:29:43 UTC
Тогда я, должно быть, недопонялъ. "Вина за зло мира, за то, что не воспользовался Своим всемогуществом и допустил зло в мир" - о чьей все же главной винѣ идетъ рѣчь?

Reply

gignomai June 14 2017, 12:39:39 UTC
Нет это Вы поняли правильно. Но нужно, наверное, развернуть. Есть мировое зло. Можно всё свалить на людей, и это будет справедливо. Но только до тех пор, пока не задашься вопросом Иова, звучащим примерно так (в вольном пересказе): "Нашел с кем судиться? Что могу я и что можешь Ты?". И поконкретнее, как спрашивают иногда повзрослевшие дети своих родителей: "Почему вовремя не удержал, не объяснил, не выпорол?". Словом, не воспользовался Своим всеведением и всемогуществом. Этот диалог можно продолжить - про благо свободы и т.д., но можно и разрубить узел так, как было сделано, как бы "разделив вину" с человечеством. Конечно, "вина" - это антропоморфизм, но прецеденты уже были: Творец, скажем, один раз уже "раскаялся" в том, что создал людей и утопил их всех, кроме Ноя.

Reply


zakivimiarch June 14 2017, 17:31:45 UTC
Раз уж Вы рядом упомянули ММК и каббалу... Слыхал я и такую версию. Г.П. Щедровицкий через посредство Дмитрия Владимировича в какой-то момент близко познакомился не с каббалой в широком смысле, а конкретно с "Тания" Шнеур-Залмана, и начиная с этого времени его взгляды становятся пересказом логико-философской части Хабада на секулярном языке.

Reply

gignomai June 14 2017, 17:38:15 UTC
Боюсь, апокриф. Их много ходит. Не тот склад ума.
А насчет его взглядов и параллелизма с логикой Каббалы - на данном уровне знакомства с тем и другим не усматриваю. Но был бы рад, если бы кто указал на параллели.

Reply


quangel June 14 2017, 21:56:59 UTC
Каббала с христианством не соотносится никак. Более того,считает само возникновение христианства - нечистой силой,"клипой Эйсав". В противоположность исламу - "клипе Ишмаэль". Попытки скрестить Каббалу с христианством - чистый постмодернизм,такой же как "православный социализм" или "атомное православие". :)

Reply

gignomai June 15 2017, 07:28:51 UTC
По-моему, Вы не поняли смысл поста :)

Reply

quangel June 15 2017, 09:20:43 UTC
Ну не знаю,пост начался с того,что некоторые христианские теоретики заявляют,что без знания каббалы невозможно понять некоторые библейские мудрости. В то время,как настоящие каббалисты,когда при них упоминают мальчика из Назарета,объявившего себя Машиахом,только тихо улыбаются в бороды. :)

Reply


Leave a comment

Up