Что толку в Каббале?

Jun 14, 2017 11:20

Мой высокоценимый собеседник kiprian_sh недавно написал пост , в котором привел цитаты из о. Павла Флоренского и Н.А.Бердяева со ссылками на Каббалу сопроводив их своим комментарием: «Без Каббалы нашим богословам  -- никак :)». Подтекст очевиден: «Не находя подтверждения своим новациям у св. отцов, обречены искать его черт-те где». Поскольку же я, как и названные замечательные богословы-философы, с интересом и уважением отношусь к кабалистической мысли, для меня это вызов: уяснить для себя, зачем она мне эта Каббала. Да и, вообще, пора задуматься о причудливости своих по видимости хаотических мыследвижений - в чем их смысл?
Сейчас я понимаю это так: предмет моего непреходящего интереса - методология, т.е. методы и средства мышления и деятельности, причем в самом широком смысле этих слов. От методологии Щедровицкого и ММК, выросшей из сочетания наработок немецкой философской классики и марксизма с инженерным подходом, до «методов и средств» поэзии, мистики и оккультизма.
Вот и Каббала для меня ценна как уникальная попытка продумать «логику Бога», проявляющуюся в Творении и Промысле. Как-то не убеждают меня призывы к смирению перед непонятным. Да, непостижимое есть, не может не быть (низшее не может до конца понять высшее), но кто знает, где именно проходит граница, где надо остановиться.
Приведу пример конкретной понимательной помощи, полученной от Каббалы.
Читаем с друзьями Исайю-пророка. Особый интерес, конечно, вызывают мессианские места, их много у Исайи. Правда, некоторые христианские прочтения, прямо относящие слова пророка к Христу, кажутся несколько искусственными. Но вот главы 53 и 54 наповал поразили своей христианскостью.
Кажется очевидным, что тема «искупления» и «Искупителя» развивалась в сознании евреев и должна быть связана с другими сторонами их жизни, религиозной и не только (впрочем, у евреев ветхозаветных времен вся жизнь была религиозной, даже когда они отступали от Господа-Яхве). Интересно же проследить траектории развития и связи. Под катом - результаты такой попытки.

ИСКУПИТЬ (gaal).

Для передачи этого смысла в Библии использованы два юридических термина.
1. Выкуп (ge’ullah), причастие прош. времени от gaal (выкупать).
Выкупить что-то можно у другого человека. Важно, что гарантированным является право на выкуп того, что принадлежит Богу, а человеку дано в пользование (земли, жизни, свободы, в т.ч. рабов-евреев, т.к. все евреи - рабы Бога) - в отличие от рукотворного. Продать другому то, что другой хочет купить, человек не обязан, а вот предоставить ему возможность выкупа при определенных условиях должен. Подробности см. в Лев. 25.
Выкупаться может то, что подлежит отданию Богу по обету, в обмен на исполнение прошения (человек, дом, животное). См. Лев. 27.
Выкуп земли со вдовой умершего, чтобы его потомки наследовали эту землю (Руфь 4).

Это юридическое значение перенесено на даваемое Богом избавление. Примеры:
Освобождение из египетского рабства (Исх. 6:6, 15:13).
Пс. 73:2 - «искупил Сион в жезл, или племя, достояния Своего».
Ис. 52:3 - «за ничто вы были проданы, и без серебра будете выкуплены».
Соответственно, возникает термин «Искупитель» (Go’el, в переводах иногда «Избавитель» - либо о Боге, либо, по некоторым толкованиям, не только христианским, но и у раввинов, о Мессии (Иов 19:25: «Искупитель мой жив»), Пс. 18:15 «Господи, твердыня моя и Избавитель мой»). И очень много у Исайи - 41:14; 43:14; 44:6,24; 47:4; 48:17; 49:7,26; 54:5,8; 59:20; 60:16; 63:16.

2. Второе, реже употребляемый термин - Padah, который обозначал, главным образом, «освободить» или «спасти». Примеры:
а) Выкуп первородного (Исх.13:13,14 и Чис.18:15-17).
б) Выкупание у смерти не под силу человеку, но Бог может (Пс.48:8,9,16).
в) Бог по милости Своей избавит Израиль от его беззаконий (Пс.129:7,8).

Важно, что слова со значением «выкуп» - не однокоренные словам (их много) со значением «покупать». Комментаторы подчеркивают, что в случае выкупа и искупления обычно подразумевается посредник и что это всегда сделка между родственниками. Это сближает «выкуп» с левиратом, восстановлением семени и имени умершего родственника. В случае Бога это соответствует обычным для Библии представлениям о родстве Израиля с Богом - либо сыновство, либо супружество.

К этому же семантическому полю, очевидно, можно отнести и почти все виды жертвоприношений у евреев, которые приносятся в возмещение нанесенной Богу обиды - за грех или преступление - или по обету, в плату за испрошенное благо. Жертвой жертвователь искупается, освобождается от наказания или долга.
Есть один вид жертвы, «добродетельная» (nedaba), которая приносится «в радости сердца», т.е. даром, не за что-то (ср. ниже формулы Каббалы).

Каббала. Несколько отрывочных тезисов, которые, на мой взгляд, выявляют логику этих религиозно-правовых отношений.
В Боге, у Бога есть всё, нет ничего, чего бы ему не доставало. Из присущей Богу полноты (Эйн-Соф, Бесконечность) проистекает Его изначальное «желание давать» (рацон латет). Оно проявляется в Сотворении «нечто из ничего» (еш - ме’аин) и излиянии в  сотворенное, своей благости, Света (Ор). Но, чтобы тварь могла воспринять Божественный Свет, она должна иметь «желание получать» (рацон лекабэль), поскольку то, что дается принудительно, не воспринимается. Творец, поэтому, пожелал создать это желание.  И вот тут - внимание! - потрясшая меня идея: полученное совсем даром вызывает отторжение, стыд, ибо противоречит справедливости. Об этом говорится так: «хлеб стыда» (за полученное даром) - лехем бизайон.
Я не совсем уверен, что до конца понял, как Господь Бог (согласно Каббале) вышел из этой ситуации, но вроде бы за счет самоограничения, «сжатия» (цимцум), приводящего к тому, что Он тоже начинает нуждаться в твари и равновесие между милостью и справедливостью восстанавливается.

Это отражено в известном «дереве сфирот», миров-сфер, сосудов для поэтапного излияния Света. После трех верхних сфирот - «Короны» (Кетер), «Мудрости» (Хохма) и «Разума» (Бина) идут «Милость» (Хесед) - первая из семи оставшихся сфирот, справа, и «Суд» (Гвура) - вторая из семи, слева.

А теперь вспомним про архетипический образ правой и левой руки - у человека: «Когда творишь милостыню, пусть твоя левая рука не знает, что делает правая» (Мф. 6:3). И антропоморфно - у Бога.

И вот теперь приложим это к вопросу, реально заданному одним из моих совопросников, вопросу из тех, что многих мучат, но они смущаются спросить: Почему бы Богу не заняться было «прямой» педагогикой, не прибегая к такой «мазохистской» мере, как отдание на мучения и смерть Своего Сына?

Вот смотрите. Приведу суждение одного из современных протестантских комментаторов Исайи Боба Атли про искупление Христом человечества (вполне православное, в меру моего понимания). «Это не выкуп Сатане, а примирение или восстановление равновесия между милостью и судом, справедливостью».

Привлекаем логику Каббалы (да и всего ВЗ). Для восстановления равновесия нужна заместительная (искупительная) жертва. Кто должен быть принесен в жертву? Представитель провинившегося человечества, беспорочный (требование к жертве!) человек. Так, но почему тогда не подготовить такого человека, как готовят ягненка. Мессианская логика Исайи так и строится, особенно в поразившей нас 53-й главе.
Тогда в чем логика Боговоплощения и крестной жертвы именно Бога?
Дерзаю, с привлечением «логики Каббалы», высказать мысль, звучащую очень неортодоксально, но для меня убедительно: Бог самоумалился (цимцум  = кеносис) до принятия на Себя вины за зло мира, за то, что не воспользовался Своим всемогуществом и допустил зло в мир, а потом судил его по данному им Закону. Как пишет ап. Павел, в результате получается, что Законом мы не спасаемся, нужна благодать. Равновесие, нарушенное преобладанием Суда, нуждается в восстановлении Милостью, для чего Бог и пожелал принести в жертву Сына, восстанавливая в нас способность к «желанию получать» (см. выше).


искупление, Библия, Исайя, методология, /kiprian_sh, каббала, кеносис

Previous post Next post
Up