Гартман о связи этики и свободы

Mar 18, 2017 12:48

«Более узкое царство собственно нравственных ценностей… составляют… ценности личности и ценности актов (в отличие от благ - вещей и ситуаций). Однако такого рода отличия носителя ценностей не достаточно, чтобы охарактеризовать всю группу. Активность, сила, способность к страданию - это тоже ценности актов, а как раз поэтому - и ценности личности; ( Read more... )

свобода, этика, Гартман, добро и зло

Leave a comment

Comments 27

trita March 18 2017, 17:08:18 UTC
А вот когда вы говорите "молитвой за людей пользу приносит" как вы себе представляете эту "пользу" буквально? Я так понимаю, что "философы" не могут (в силу законов философии) привносить суждения основанные на мистическом чувстве, а для логики в этой области у них нет знаний о "тонкой материи", чтобы судить о её "пользе". Понятно, что религиозным апологетам вообще нет нужды обуславливаться философскими законами для объяснений, но можем ли тогда сравнивать две эти области?

Reply

gignomai March 18 2017, 17:14:24 UTC
А я ведь, вслед за Гартманом, обсуждаю нравственную ценность актов, которая не зависит от результата. Философ ничего не говорит о результате молитвенного акта (актуальной пользе), но он вправе оценить интенцию. По интенции отшельник не тунеядец, он совершает труд молитвы и делает это с чистой совестью, поскольку в пользу молитвы верит.

Reply

trita March 18 2017, 17:58:01 UTC
А я вижу тут противоречие, чисто техническое, что-то типа сравнения красного цвета, как физического понятия, и прекрасного произведения красного цвета, как метафизического понятия. С виду феноменальное сродство и повод не распознать сущностное различие ( ... )

Reply

gignomai March 18 2017, 20:04:25 UTC
Попробую уточнить, лучше понять ваш вопрос.
Вы пишете: ""Труд" как философское понятие, всегда сопряжён с манипуляцией материей". Гартман, правда, "материей" называет всякое содержание в оппозиции к форме, но вы-то, наверно, имеете в виду что-то "вещественное". И, если так, то едва ли можно утверждать, что труд ("Душа должна трудиться" - писал поэт) всегда сопряжен с преобразованием материи. Этого и про мышление нельзя сказать.
Возможно, вы имеете в виду, что о труде можно говорить только, если он в конечном счете будет иметь материальный результат?
А если результатом будет преобразование ума или души каких-то людей?
Но, по-моему, ничего этого не нужно в данном случае. Просто искренне захотеть, т.е. перестроить состояние своего ума и души на такое желание - это ведь труд, попробуйте сильно захотеть чего-либо, что вас прямо не касается... Это и ценно.

Reply


Leave a comment

Up