Перечитываю доклад ГПЩ начала 1960-х, где он, осмысляя, по своему обыкновению, пройденный путь, споры с ильенковцами. Главный пункт расхождений в том, как соотносятся по своим свойствам и строению мышление и мыслимый объект. Наложилось на
обсуждение с Тритой дискретности/континуальности пространства ценностей (см. комменты
(
Read more... )
Comments 7
Reply
Кстати, уже после написания поста до меня дошло, что онтология Щедровицкого в противоположность онтологии гегельянцев - это онтология континуума: противоречия не в самой реальности, а вносятся в нее нашей несовершенной мыслью.
Спор Щ. с Ильенковым в некотором смысле воспроизводит противостояние Парменида и Гераклита. Парменид мыслил Бытие как бесконечное, неизменное, словом "беспровальное": небытия, отрицания, противоречия в Бытии нет, это наша иллюзия. А Гераклит (и вслед за ним Гегель) мыслил противоречие, борьбу-войну, изменение (которое ведь предполагает отрицание) как суть самого Бытия.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment