Гартман: еще одна антиномия

Feb 22, 2017 13:28

Оставляю ее в заголовке без названия, поскольку используемое Гартманом без пояснений непонятно. Вообще, это по тонкости рассуждения - чуть ли не вершина гартмановой диалектики. Удержать все эти коленца одновременно мне лично трудно, но суть, мне кажется, можно передать так: этика, по сути своей, нуждается в этическом несовершенстве, поскольку ( Read more... )

ценности, реальность, идеал, Гартман

Leave a comment

Comments 11

trita February 22 2017, 13:32:42 UTC
"Парабрахман" как сказали бы истинные индуисты )

Видите, насколько Гартман молодец, он как взял -- так и пошёл и дошёл до неопределённости, как центрального принципа сознания. Выход из парадокса тут в том, что философ продолжает говорить о "реальности" как о чём то самостоятельном и постоянном в своей реалистичности, но это не так. Вот этот вывод: <<реальность высших ценностей с самого начала была бы невозможной, если бы были реальными все ценности ситуации>> -- он не зря интуитивно говорит "с самого начала", поскольку понятие "реальность" у мыслителя сопряжено со временем. Если же мы рассмотрим и это "время" и сопутствующую ему "реальность" как течение внутри "вечности", то реальность высшей ценности всего лишь совпадёт с вечностью, и потому в "реальности" человеческого времени и смысл она уже рассматриваться не может ( ... )

Reply

gignomai February 23 2017, 08:27:52 UTC
Опа! Здорово, понял: совершенство во времени - неизбежно парадокс. Идеалу место - только в Вечности.

Reply

trita February 23 2017, 08:58:55 UTC
Да, это как в квантмехе измерение влияет на измеряемое и нельзя остаться безучастным. Мыслитель познает идеал только войдя в Вечность, "войдя в Покой Господа", говоря библейским языком, а пока он сфокусирован в своей "реальности" -- идеал остаётся ирреальным, но источником стремления.

Reply


steissd March 4 2017, 21:02:29 UTC
Первую часть рассуждения - о необходимости этического несовершенства - неплохо проиллюстрировал пародист Павел Хмара:

«Поломай себе руки и ноги,
Потеряй в суете кошелек,
Окажись у медведя в берлоге,
Опрокинь на себя кипяток,
Выпей чарку чернил по запарке,
Платье новое тушью залей,
Наступи на змею в зоопарке,
В день рожденья чумой заболей,
Упади на ходу с электрички,
Пострадай от блатного ножа,
Загорись от погашенной спички,
Сядь в лесу на большого ежа,
Забреди на прогулке в болото,
Проколи себе палец иглой,
Упади на забор с вертолета,
Подавись баклажанной икрой;
И, когда приключится такое,
Я на помощь к тебе поспешу,
Я тебя излечу, успокою,
Заслоню, защищу, затушу,
Лично платье твое отстираю,
А не выйдет - с пути не сверну
И тебя под колеса трамвая
Самолично рукой подтолкну,
Чтоб спасти и, от радости плача,
За собою навек увести…
Это будет твоя неудача,
От которой уже не спасти».

Нет уж, лучше пусть будет мир, в котором нет места подвигам - за их полной ненадобностью.

Reply

gignomai March 5 2017, 08:51:02 UTC
И трудностей чтобы тоже не было?

Reply

steissd March 5 2017, 12:05:08 UTC
Трудности могут быть, проблемы решаются обращением к специалистам с оплатой их труда.

Reply

gignomai March 5 2017, 12:09:05 UTC
А для специалистов они уже не трудности? И проблем, для которых нету специалистов, не существует?

Reply


Leave a comment

Up