Оставляю ее в заголовке без названия, поскольку используемое Гартманом без пояснений непонятно. Вообще, это по тонкости рассуждения - чуть ли не вершина гартмановой диалектики. Удержать все эти коленца одновременно мне лично трудно, но суть, мне кажется, можно передать так: этика, по сути своей, нуждается в этическом несовершенстве, поскольку
(
Read more... )
Видите, насколько Гартман молодец, он как взял -- так и пошёл и дошёл до неопределённости, как центрального принципа сознания. Выход из парадокса тут в том, что философ продолжает говорить о "реальности" как о чём то самостоятельном и постоянном в своей реалистичности, но это не так. Вот этот вывод: <<реальность высших ценностей с самого начала была бы невозможной, если бы были реальными все ценности ситуации>> -- он не зря интуитивно говорит "с самого начала", поскольку понятие "реальность" у мыслителя сопряжено со временем. Если же мы рассмотрим и это "время" и сопутствующую ему "реальность" как течение внутри "вечности", то реальность высшей ценности всего лишь совпадёт с вечностью, и потому в "реальности" человеческого времени и смысл она уже рассматриваться не может.
Я почему, собственно, предлагал в прошлый раз рассматривать именно мыслителя как иррациональное и несовершенное, что "несовершенство" есть обязательный атрибут "реальности", поскольку само существование, (Бытие, Брахма) есть следствие совершенствования, творческого акта -- истечение времени из Вечности. Иррациональность есть норма бытия, и неопределённость есть следствие этого несовершенства.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment