сущность, ипостась, изменчивость

Dec 20, 2007 19:19

Очень кстати мне оказалась дискуссия об «ипостаси» между tugodum и alexandrg - см. http://tugodum.livejournal.com/333701.html, там ссылки на предыдущие этапы и мое резюме позиций обоих основных диспутантов, ими в основном одобренное (там же в их репликах - уточнения и поправки). Особенно на руку такому ( Read more... )

усия, сущность, Иоанн Дамаскин, /alexandrg, роды и виды, природа, акциденции, индивид, /tugodum, /kiprian_sh, /rechi_k_bogu, изменение, личность, свойство, внутренняя форма, Аристотель, ипостась, Беневича-Шуфрина Беседа

Leave a comment

alexandrg December 23 2007, 08:38:04 UTC
+++Ипостась вещи не есть вещь, ипостась человека не есть человек, и то же о Христе, и о Лицах Троицы; во всех этих случаях вещь и т.д. есть ипостась + природа. А Александр, вроде бы, понимает ипостась как вещь, в которой усматривается природа, тогда как усматриваются и природа, и ипостась - по-разному.+++

Это не Александр "понимает ипостась как вещь, в которой усматривается природа", а свв. отцы так понимали. Вы же читали "Философские главы". И вдруг такой ужас пишете. Видимо, опять Лосского на ночь читали. :)

"Что касается индивидуума, то он слагается из субстанции и акциденций и существует сам по себе, различаясь от подобных ему по виду числом, и показывая не "что", но "кого"." [Преп. Иоанн Дамаскин. Философские главы, 5]

"Но святые отцы, отказавшись от бесполезных словопрений, общее и о многих предметах высказываемое, т. е. низший вид назвали субстанцией (ousian), природой (phusin) и формой (morphen), - например, ангела, человека, собаку и т. п. (...) Единичное же (merikon) они назвали индивидом (atomon), лицом, ипостасью, ( ... )

Reply

Re: что означает сохранение идентичности и самосознани alexandrg December 24 2007, 17:38:54 UTC
и из идеи сохранения идентичности она по-моему не вытекает.
-------------
но позволяет иначе понять "сохранение идентичности", дает другой акцент. Если помимо идиом, ипостась имеет еще и внутреннюю форму, то в ней, что продолжает существовать при любых изменениях в составе её идиом, а Воплощение сводимо к принятию ряда свойств плоти (но не ее самой), то Логос, очевидно, осознает Себя человеком лишь в смысле обладания рядом свойств природы (пусть и всеми ее свойствами). Именно эта точка зрения и оспаривается (мною)

Если же в "сохранение идентичности" вложить православный смысл (Богочеловек после Воплошения осознавал Себя не только Сыном Матри, НО И Сыном Отца Небесного), как это делаете Вы, то конечно все в порядке. Другое дело, что не очень понятно, к чему говорить об "идентичности", если можно просто указать на единственность Лица Богочеловека и по Воплощении

Reply

т. е. alexandrg December 24 2007, 18:15:01 UTC
т. е. если Христос был ипостасью человеческой природы (а не просто обладал рядом ее идиом = свойств), то понятие "идентичности", будучи использованным по отношению кo Христy, "безвредно", но просто излишне

Reply


Leave a comment

Up