Очень кстати мне оказалась дискуссия об «ипостаси» между
tugodum и
alexandrg - см.
http://tugodum.livejournal.com/333701.html, там ссылки на предыдущие этапы и мое резюме позиций обоих основных диспутантов, ими в основном одобренное (там же в их репликах - уточнения и поправки). Особенно на руку такому
(
Read more... )
Reply
-----------
да, так. точнее: ...для человеческих идиом Христа. т.к. никакой особой "человеческой природы Христа" нет. у Христа ровно та же человеческая природа, что у нас.
Reply
Reply
Reply
По поводу же сказанного Вами ниже Александру замечу, что мы здесь имеем дело не только с прп. Иоанном, но совершенным согласием отцов. Ипостась есть отдельно существующая вещь. Это сущность со свойствами. То есть, если брать знак "+" здесь, то он означает именно это. Вот сущность со своими свойствами и есть ипостась.
VII Вселенский Собор: «Ипостасью мы называем какую-либо разумную сущность с ее свойствами, - имя заимствовано от ὑϕεστάναι - стать под что-либо, взять на себя что-либо… а естеством (οὐσία) называем предмет, который существует сам по себе и не нуждается в другом для своего существования, - имя - от πεϕυκέναι - произойти, появиться на свет» (Деяния… Т. IV. С. 537).
Reply
Я определенно слышу в этих словах различение Бога-Слова и Его Ипостаси, и Иисуса Христа и Его Ипостаси. Первые члены пар имеют и Ипостась, и Природу.
Reply
Reply
Reply
Но Вам, боюсь, придется в конце концов самому себе запретить, так как Вы уже, кажется, внутренне согласились мыслить, "последуя святым отцам" (с). :)
Reply
Reply
Reply
Reply
Мне это очень важно зафиксировать, потому что это дает возможность работать с понятием ипостаси-личности в антропологии.
Я отдаю себе отчет в том, что многие святоотеческие формулировки легче прочитываются в Вами отстаиваемом смысле. Это - проблема. На мой взгляд, проблема того, как работать со святоотеческим наследием. С моей стороны, есть, конечно, некоторая дерзость в том, что я ставлю такие вопросы не приобретя достаточного знания святоотеческих текстов (это нужно!), но уж вопросы больно животрепещущие!
Reply
Тут важно, что ипостась - индивидуум, атомон, неделимое. Человек же тоже - сложная ипостась.
Reply
Reply
"Само Слово, облекши плотью Свою Ипостась и Свою природу, которые существовали прежде Его человеческой природы и которые прежде веков были бесплотны, воипостазировало Свою человеческую природу в Свою собственную Ипостась".
Леонтий Иерусалимский. Adv. Nest. V, 28. PG 86, 1748
Reply
Leave a comment