Читаю Иоанна Дамаскина 6

Dec 04, 2007 20:12

Все существа или сотворены, или не сотворены. Если сотворены, то, без сомнения, и изменяемы; ибо чего бытие началось переменою, то необходимо и будет подлежать перемене, или истлевая, или изменяясь по произволу. Если же несотворены, то по самой последовательности умозаключения, конечно, и неизменяемы; ибо чего бытие противоположно, того и образ ( Read more... )

вечность, Платона Федон, /ivanov_petrov, тварность, Иоанн Дамаскин, /alexandrg, изменение, христианский платонизм, платонизм, /akula_dolly, /olgaw

Leave a comment

Comments 52

kiprian_sh December 4 2007, 17:46:15 UTC
Так и идете с Александром Г. параллельным курсом :)
http://alexandrg.livejournal.com/15310.html#cutid1

Reply

gignomai December 5 2007, 12:03:18 UTC
Да :). Вопросы только немного разные у нас возникают.

Reply


ivanov_petrov December 4 2007, 18:44:46 UTC
даже не представлю, какое тут может быть обоснование... Вот оно так - в самом деле так. А как обосновать? Лучше наоборот. Возьмите это за истину и посмотрите, какие значения придется придать слову "сотворенный" "неизменный2 и т.п.

Reply

gignomai December 5 2007, 12:08:31 UTC
Можно и так. Но смотрите, в одном случае (нетварное неизменно) вывод представляется верным независимо от неубедительности доказательства (как и в случае доказательств бытия Бога). А в другом (тварное изменчиво) - не так. Хотя в Вашей подсказке есть одна возможность: понять изменчивость как принципиальную возможность, которая по воле Творца может и не реализоваться.

Reply

ivanov_petrov December 5 2007, 12:33:16 UTC
Кажется, я Вас понял... и имел в виду другое. И я совсем не хотел сказать "понять изменчивость как принципиальную возможность, которая по воле Творца может и не реализоваться"

впрочем, чувствую, что у Вас совершенно в иную сторону движется мысль. чем у меня - по поводу этого отрывка. Так что не буду мешать.

Reply

gignomai December 5 2007, 14:23:47 UTC
Да нет, как Вы можете помешать! Это все вещи многомерные.

Reply


schwalbeman December 4 2007, 19:12:25 UTC
Ваша правда. Ну а корни этого рассуждения, как мне представляется, в построениях Платона. Последний тоже делил мир на вечное и неизменное и бренное изменяемое. При этом перебежчики не допускались.

Reply

gignomai December 5 2007, 12:09:48 UTC
Так-так, согласен. Но христианство смотрит тоньше, в как5ие-то моменты платонизм становится обузой.

Reply

schwalbeman December 5 2007, 12:48:42 UTC
Да, и даже довольно часто. Это нас не должно удивлять, Платон не получал никакого откровения, его теории не должны быть всеобъемлющими. Он дал Отцам понятийный язык, до какого-то момента вполне сносный ( ... )

Reply

alexandrg December 5 2007, 13:32:43 UTC
+++Логически нельзя "перетащить" предмет из небытия в бытие, не изменяя его +++

По-моему, эта фраза предполагает, что небытие некоторым образом ЕСТЬ, а потому и предмет в небытии тоже есть. А потому его и можно "перетащить" из одной части (чего?) в другую. Но, если это допустимо в логике, то недопустимо в онтологии, в которой предмет до его появления в бытии не существует никаким образом.

Reply


akula_dolly December 4 2007, 20:19:32 UTC
Неизменно то, что существует вне времени.А творение необходимо происходит во времени - есть момент ДО, когда этого не было, и есть момент последующий, когда оно есть и начало существовать. А раз начало, то и продолжает. А раз есть время, есть и перемены, автоматически. Само изменение положения во времени - оно уже есть изменение, даже если какие-то свойства и не изменились.

Reply

gignomai December 5 2007, 12:12:30 UTC
Вы правы. Я уже понял, что, если преп. Иоанна понять в смысле сущностной возможности изменяться как свойства твари, то он, вроде бы, прав: раз изменилась, продемонстрировала свою изменчивую сущность. Но отсюда не следует, что она будет изменяться всегда.

Reply

akula_dolly December 5 2007, 12:20:43 UTC
Перестанет изменяться, если к нему протянется Рука, схватит за волосы и выхватит из потока времени. Не это ли и есть обожение?

Reply

gignomai December 5 2007, 14:25:35 UTC
Про обожение при жизни я пока помолчу за неуясненностью вопроса.
А чаемое воскресение и жизнь с Богом разве мыслима во времени?

Reply


olgaw December 10 2007, 02:38:23 UTC
Так и помысливать не надо - вечная неизменная я - ЕСТЬ, а все что временно изменяемо - то «у меня»

Reply

gignomai December 10 2007, 09:26:50 UTC
А что Вы понимаете под "вечной, неизменной Я"? Если Ваш логос, замысел о Вас, то почему это Вы? (Проект не то же, что реализация). А если нет, то что?

Reply

olgaw December 13 2007, 02:45:52 UTC
Странный вопрос. Разумеется вечная неизменная я - это не замысел обо мне, а я.
Я не знаю, как отвечать на такие вопросы - под собой я подразумеваю себя, что же еще могу я подразумевать?

Reply

gignomai December 13 2007, 11:37:47 UTC
А почему Вы считаете себя неизменной? И хотите ли Вы быть неизменной?

Reply


Leave a comment

Up