Читаю Иоанна Дамаскина 6

Dec 04, 2007 20:12

Все существа или сотворены, или не сотворены. Если сотворены, то, без сомнения, и изменяемы; ибо чего бытие началось переменою, то необходимо и будет подлежать перемене, или истлевая, или изменяясь по произволу. Если же несотворены, то по самой последовательности умозаключения, конечно, и неизменяемы; ибо чего бытие противоположно, того и образ ( Read more... )

вечность, Платона Федон, /ivanov_petrov, тварность, Иоанн Дамаскин, /alexandrg, изменение, христианский платонизм, платонизм, /akula_dolly, /olgaw

Leave a comment

akula_dolly December 4 2007, 20:19:32 UTC
Неизменно то, что существует вне времени.А творение необходимо происходит во времени - есть момент ДО, когда этого не было, и есть момент последующий, когда оно есть и начало существовать. А раз начало, то и продолжает. А раз есть время, есть и перемены, автоматически. Само изменение положения во времени - оно уже есть изменение, даже если какие-то свойства и не изменились.

Reply

gignomai December 5 2007, 12:12:30 UTC
Вы правы. Я уже понял, что, если преп. Иоанна понять в смысле сущностной возможности изменяться как свойства твари, то он, вроде бы, прав: раз изменилась, продемонстрировала свою изменчивую сущность. Но отсюда не следует, что она будет изменяться всегда.

Reply

akula_dolly December 5 2007, 12:20:43 UTC
Перестанет изменяться, если к нему протянется Рука, схватит за волосы и выхватит из потока времени. Не это ли и есть обожение?

Reply

gignomai December 5 2007, 14:25:35 UTC
Про обожение при жизни я пока помолчу за неуясненностью вопроса.
А чаемое воскресение и жизнь с Богом разве мыслима во времени?

Reply

akula_dolly December 5 2007, 14:50:29 UTC
Про то и речь:)
Но вот тут вступает в силу убедительное для меня возражение на эти чаяния, принадлежащее Николаю Онуфриевичу Л.: подавляющее большинство людей до этого не доросло, равно как и вечного проклятия тоже по малозначительности принесенного вреда не заслужило. Поэтому, считал он, после одной жизни рано еще рассчитывать на избавление от потока времени, придется потрудиться еще в нескольких.

Reply

gignomai December 6 2007, 06:48:33 UTC
Ну, этот вопрос (о нескольких попытках) оставим пока недорешенным :).
Но мы, вроде, согласились, что (пусть после нескольких попыток) тварь-то все равно должна уйти в вечность и стать неизменной.

Reply

akula_dolly December 6 2007, 09:55:24 UTC
И тут возможны разные мнение. Скажем, католическое понятие о Пургатории предполагает искупление грехов мучениями для уже, собственно, спасенной души - то есть явное существование во времени, с изменениями. Ну и так далее. То есть фантазий у человечества множество на тему "что там, за пределом", и в большинстве из них время все же участвует. Но вроде бы действительно, рано или поздно попадем на берег... Видимо, существует также несколько вариантов этой вечности - условно говоря, тьма внешняя, лоно Авраамово - и вот обожение.

Reply

gignomai December 6 2007, 11:20:58 UTC
* рано или поздно попадем на берег...
---
Если попытаться вспомнить, чему Церковь учит, то попадем в вечность - к вечному благожитию (Вы ведь это берегом назвали?) или вечным мукам... Ну, и будем уповать на милосердие.

Reply

akula_dolly December 6 2007, 12:03:39 UTC
Одно только и остается.

Reply


Leave a comment

Up