Среди православных богословов преобладает тенденция трактовать логосы сущего у Максима Исповедника в рамках паламизма, отождествляя их с божественными энергиями (4). И хотя, насколько можно судить, соответствующие представления Григория Паламы (1296 - 1359) развиты на основе положений системы Максима, для историка философии отождествление
(
Read more... )
Comments 22
Reply
---------
это подробно разбирается в том же томе, на кот. я здесь рядом сослался: сс. 400-412, а также в схолиях (см. по указателю к ним, на слово "действие").
Reply
Reply
я понял так, что Гигномай её купил.
если Вам дорого, отвечу кратко: Божественные энергии (в этом контексте)--суть трансцендентные причины изменений в тварной сфере.
Reply
последние, разумеется, суть энергии.
см. в первом из двух томов под ред. Беневича, сс. 267-269.
Reply
Reply
из отдельных суждений можно вывести едва ли не всё, что угодно.
но эти интерпретации либо складываются в более или менее цельную картину, причем такую--кот. отвечала бы задачам полемики Максима (собственный контекст, напр., приведенных цитат--полемический), либо не складываются.
этот момент Петров, похоже, совершенно не учитывает.
Reply
Reply
Куда интереснее на мой взгляд сопоставление двух картин Божественного творчества, которые приводит Нестерук в Логом и космос - западной и восточной. Семенные (тварные) логосы Августина, постепенно реализующиеся в конкретных формах материи представляются мне более соответствующими наблюдаемой реальности, чем сразу (за шесть дней?) проявленные в конкретных материальных формах нетварные логосы Максима
Reply
Семенные логосы - еще дохристианская идея (у стоиков) и, согласен, заслуживающая всяческого внимания.
А с логосами Максима Вы (и неведомый мне пока Нестерук) разделываетесь, по-моему, слишком поспешно. Его концепция очень подробно разработана, там есть не только логосы творения, но и логосы промысла, и логосы суда. И с чего Вы взяли, что Бог перестал творить после Шестоднева?
Reply
Reply
О пролонгированном творении мы с Вами вроде бы сходного представления. Является ли эта идея общепринятой в богословии, честно сказать, не знаю - надо исследование проводить.
А про динамику и статику... буду думать. И читать-вникать.
Reply
Leave a comment