логосы сущих 2

Nov 04, 2007 13:54

Среди православных богословов преобладает тенденция трактовать логосы сущего у Максима Исповедника в рамках паламизма, отождествляя их с божественными энергиями (4). И хотя, насколько можно судить, соответствующие представления Григория Паламы (1296 - 1359) развиты на основе положений системы Максима, для историка философии отождествление ( Read more... )

Григорий Палама, патрология, энергейя, /tugodum, патристика, логосы, /rechi_k_bogu, Максим Исповедник, Беневича-Шуфрина Беседа

Leave a comment

Comments 22

rechi_k_bogu November 4 2007, 18:06:50 UTC
Что такое логосы - примерно понятно, из первого постинга. А что такое божественные энергии - это пока остаётся не понятным? Не понятно что сам МИ под ними понимал?

Reply

tugodum November 5 2007, 04:30:00 UTC
* А что такое божественные энергии
---------
это подробно разбирается в том же томе, на кот. я здесь рядом сослался: сс. 400-412, а также в схолиях (см. по указателю к ним, на слово "действие").

Reply

rechi_k_bogu November 5 2007, 19:59:01 UTC
это эта книга?: http://byz-phil.narod.ru/maximIsp.htm

Reply

tugodum November 5 2007, 20:15:46 UTC
да.
я понял так, что Гигномай её купил.
если Вам дорого, отвечу кратко: Божественные энергии (в этом контексте)--суть трансцендентные причины изменений в тварной сфере.

Reply


tugodum November 5 2007, 02:47:14 UTC
"сам Максим" прямым текстом отождествляет, следуя Ареопагиту, "логосы" с Божьими "волениями".
последние, разумеется, суть энергии.
см. в первом из двух томов под ред. Беневича, сс. 267-269.

Reply

gignomai November 5 2007, 08:51:52 UTC
Да, так. Я и раньше знал это. Это знает и Петров. Но его point в том, что МИ неоднозначен в суждениях, что можно и привести из него и такое, что вроде бы не согласуется с этим. Я и хочу со всем вниманием к этому отнестись, чтобы либо увидеть здесь какую-то частичную правду (в духе тех предположений, что высказал в этом постинге), либо закрыть вопрос.

Reply

tugodum November 5 2007, 12:08:17 UTC
задача интересная. но не вполне понятен критерий.
из отдельных суждений можно вывести едва ли не всё, что угодно.
но эти интерпретации либо складываются в более или менее цельную картину, причем такую--кот. отвечала бы задачам полемики Максима (собственный контекст, напр., приведенных цитат--полемический), либо не складываются.
этот момент Петров, похоже, совершенно не учитывает.

Reply

PS gignomai November 5 2007, 08:58:49 UTC
В частности, нужно же как-то понять, почему вот в этой цитированной Петровым фразе - «Всякая божественная энергия через себя в каждом [сущем], сообразно некоему логосу, по которому то существует, особым образом полностью открывает целого Бога» - об энергии и логосе говорится как о разном, хотя и "сообразном".

Reply


olgaw November 12 2007, 02:46:43 UTC
Мне лично размышления о тварности-нетварности логосов представляются забавными. Это примерно как размышлять - Бог всегда знал о мобилках или мысль о них пришла Ему в голову лишь в 20 веке.
Куда интереснее на мой взгляд сопоставление двух картин Божественного творчества, которые приводит Нестерук в Логом и космос - западной и восточной. Семенные (тварные) логосы Августина, постепенно реализующиеся в конкретных формах материи представляются мне более соответствующими наблюдаемой реальности, чем сразу (за шесть дней?) проявленные в конкретных материальных формах нетварные логосы Максима

Reply

olgaw November 12 2007, 08:18:38 UTC
Боюсь, что забавным Вам это показалось по недоразумению: Вы поняли "тварный" как "сотворенный человеком" (отсюда мобилки Ваши).
Семенные логосы - еще дохристианская идея (у стоиков) и, согласен, заслуживающая всяческого внимания.
А с логосами Максима Вы (и неведомый мне пока Нестерук) разделываетесь, по-моему, слишком поспешно. Его концепция очень подробно разработана, там есть не только логосы творения, но и логосы промысла, и логосы суда. И с чего Вы взяли, что Бог перестал творить после Шестоднева?

Reply

olgaw November 16 2007, 02:45:38 UTC
А почему анонимно ( ... )

Reply

gignomai November 17 2007, 08:58:05 UTC
Анонимность случайна, забываю пометиться.
О пролонгированном творении мы с Вами вроде бы сходного представления. Является ли эта идея общепринятой в богословии, честно сказать, не знаю - надо исследование проводить.
А про динамику и статику... буду думать. И читать-вникать.

Reply


Leave a comment

Up