Есть такая штука - ОСТРАНЕНИЕ. Термин придумал Виктор Шкловский. У него это художественный прием для управление восприятием: пробуждение ощущений за счет неординарности показа, изображения привычного предмета и, как следствие, «задержанное внимательное рассматривание мира
(
Read more... )
Comments 19
- способ ввести в мир альтернативность
- нейтрализация бытийной значимости предмета (Гуссерль)
- реальность как фантазия - исчерпывающее описание любой части реальности выводит на задачу полного описания реальности, что невозможно; остранение реальностью;
Reply
Первое понятно, это и у меня названо. Последнее очень интересно. Мне кажется только, что дело не в невозможности полного ьописания реальности (оно, конечно, невозможно, но это не мешает к нему стремиться, как делает наука), а в том, что философское и художественное воссоздание мира как целостные как бы угрожакют своей исполнимостью. Это и есть страх двойничества.
А вот средние два я не вполне понял. "Способ ввести в мир альтернативность"... Зачем? А, кажется, понял: если можно вообразить по-другому, то, значит, при подходящих условиях можно и осуществить альтернативу.
А вот про Гуссерля я по невежеству совсем не понял. Вы эпохе имеете в виду?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Но первое, о чем я подумал, это то, что остранение нейтрализует опасности по-нимания, о которых Вы писали раньше. Жаль, что я не сумел это выразить раньше. Вот и ivanov-petrov упоминает об этом со ссылкой на Гуссерля.
Reply
А про нейтрализацию опасностей понимания не вполне понял. Мысль И-П я тоже недопонял. У Гуссерля, вроде бы (я не знаток), речь идет о воздержании от ответа на вопрос о бытии в отношении рассматриваемого феномена. Некоторое родство с остранением есть: "странность" тут в том, что феномену отказано (временно) в претензиях на бытие. Но все-таки, по-моему, это не совсем то.
Reply
Reply
С той же целью остранение употребляется и в быту, например, когда мы хотим отговорить кого-то от дурной привычки, неудачной, по нашему мнению влюбленности и пр. Может оно и возникать самопроизвольно - когда мы смотрим на что-то как бы новыми глазами и спрашиваем себя: и что я мог в этом находить?
И тд.
Reply
Reply
То есть мы видим все ту же индийскую байку о слонах, мне так кажется. Остранение состоит в том, что в какой-то момент мы подходим к невидимому слону по-другому, щупаем его иначе , и понимаем, что он не канат(хвост), а столб (нога) или большое опахало (ухо). Вполне может быть полезно для познания, если помнить, что слон все же существует как нечто целое, только мы его не можем увидеть разом.
Reply
Reply
Почему вы говорите, что остранение у Шкловского и в "христианском фэнтези" - это одно и то же? Я пыталась найти общее и не смогла. (Льюис, по крайней мере, кажется мне весьма ангажированным писателем, который и в мыслях не держал ни от чего отстраняться; о Толстом даже не говорю.)
Не могли бы вы подробнее пояснить, что вы понимаете под остранением?
(Прошу прощения, если вы уже давно думаете о другом :))
Reply
Reply
Льюис протестант, вот хороший рассказ о нем. Вы, наверное, говорите о его художественных произведениях, типа космической трилогии, да? Или Нарнии. А то ведь у него есть "Просто христианство", "Расторжение брака" - это, видимо, не остраненные вещи ( ... )
Reply
Reply
Leave a comment