Остранение как метод жизни

Jun 23, 2007 13:04

Есть такая штука - ОСТРАНЕНИЕ. Термин придумал Виктор Шкловский. У него это художественный прием для управление восприятием: пробуждение ощущений за счет неординарности показа, изображения привычного предмета и, как следствие, «задержанное внимательное рассматривание мира ( Read more... )

двойничество, трансцендентальное, Толкиен, странность, ответственность, Льюис, удивление, /akula_dolly, остранение, Гуссерль, Толстой, рефлексия, /ivanov_petrov, /kosilova, Шифферс, /hubris_ipod, фэнтези, Хайдеггер, эпохе, Аристотель

Leave a comment

Comments 19

ivanov_petrov June 23 2007, 09:21:55 UTC
- удивление как начало философии (ну, понятно чей С)
- способ ввести в мир альтернативность
- нейтрализация бытийной значимости предмета (Гуссерль)
- реальность как фантазия - исчерпывающее описание любой части реальности выводит на задачу полного описания реальности, что невозможно; остранение реальностью;

Reply

gignomai June 23 2007, 10:20:12 UTC
С Вашим перечнем надо бы еще, мне кажется, поработать.
Первое понятно, это и у меня названо. Последнее очень интересно. Мне кажется только, что дело не в невозможности полного ьописания реальности (оно, конечно, невозможно, но это не мешает к нему стремиться, как делает наука), а в том, что философское и художественное воссоздание мира как целостные как бы угрожакют своей исполнимостью. Это и есть страх двойничества.
А вот средние два я не вполне понял. "Способ ввести в мир альтернативность"... Зачем? А, кажется, понял: если можно вообразить по-другому, то, значит, при подходящих условиях можно и осуществить альтернативу.
А вот про Гуссерля я по невежеству совсем не понял. Вы эпохе имеете в виду?

Reply

ivanov_petrov June 23 2007, 12:00:42 UTC
да. эпохе.

Reply


ex_snekkar148 June 23 2007, 09:35:41 UTC
Я могу ошибаться, но если память мне все же не изменяет, термин "остранение" именно в этом смысле употреблял уже Толстой.

Reply

gignomai June 23 2007, 10:22:11 UTC
Боюсь, ошибаетесь. Просто Шкловский ссылается на Толстого как мастера остранения (но не употреблявшего термин).

Reply

ex_snekkar148 June 23 2007, 10:35:20 UTC
Вы совершенно правы. Некогда прочел я "Искусство как приём", но запомнил не фамилию автора, а Толстовский пример про оголенные ягодицы :) А кто такой, собственно, Шкловский, узнал существенно позже...

Reply


hubris_ipod June 23 2007, 10:08:28 UTC
Мне тоже вспомнился Толстой как мастер этого литературного приема. То, что он пользовался этим термином, не знал.

Но первое, о чем я подумал, это то, что остранение нейтрализует опасности по-нимания, о которых Вы писали раньше. Жаль, что я не сумел это выразить раньше. Вот и ivanov-petrov упоминает об этом со ссылкой на Гуссерля.

Reply

gignomai June 23 2007, 10:29:22 UTC
Про Толстого см. выше.
А про нейтрализацию опасностей понимания не вполне понял. Мысль И-П я тоже недопонял. У Гуссерля, вроде бы (я не знаток), речь идет о воздержании от ответа на вопрос о бытии в отношении рассматриваемого феномена. Некоторое родство с остранением есть: "странность" тут в том, что феномену отказано (временно) в претензиях на бытие. Но все-таки, по-моему, это не совсем то.

Reply

hubris_ipod June 23 2007, 10:40:12 UTC
Я тоже не знаток Гуссерля, я ссылался скорее на И-П и на свое понимание понимания. Т.е. я как бы одновременно и принимаю чужую мысль и стояние в ней и дистанциируюсь от нее, отстраняюсь. Причем я не отказываю другому в праве на стояние в его мысли - это было бы жесто и непрвомерно - а помню, что это все-таки его стояние в его мысли.

Reply


akula_dolly June 23 2007, 10:51:38 UTC
Толстой применяет остранение для дискредитации (Наташа в опере, или знаменитое кощунственное место в "Воскресении", или изображение подрагивающих ляжек Наполеона). С явления совлекается смысл и изображается его материальный "скелет", при чем нам говорят: ну, видите ли, как это нелепо? Разве может быть великим низкорослый толстенький человечек с подрагивающей ляжкой? Или, например, можно читать Пушкина и Блока в переводе на английский - тоже остранение - и спрашивать, пожимая плечами: что находят в этих жеманных и банальных строчках? Такое же остранение человека - созерцание трупа или подсчет того, сколько в человеческом теле процентов воды, кальция и пр.
С той же целью остранение употребляется и в быту, например, когда мы хотим отговорить кого-то от дурной привычки, неудачной, по нашему мнению влюбленности и пр. Может оно и возникать самопроизвольно - когда мы смотрим на что-то как бы новыми глазами и спрашиваем себя: и что я мог в этом находить?
И тд.

Reply

gignomai June 23 2007, 11:07:51 UTC
Спасибо, что напомнили конкретные примеры художественного остранения и их смысл - я все это подзабыл уже. Но меня привлекла еще и более широкая перспектива использования этого метода. Как Вам с этой стороны?

Reply

akula_dolly June 23 2007, 11:23:49 UTC
ну я не философ, я так, по-неученому. Стало быть, с явления совлекается смысл. Иногда этого для остранителя достаточно (у того же Толстого, сектант говорит: иконы - это доски. - Как доски? - А переверни сам, и увидишь), иногда он хочет наделить его (явление) новым смыслом. И скелет облекается новой плотью. Скажем, Маркс: смотрите, говорит он, религия там, философия - это все вторично, на это нечего смотреть, только тень на плетень наводит, а главное - развитие средств производства и борьба классов.Люди смотрят остраненным глазом - а и впрямь, одна только борьба классов и больше ничего.
То есть мы видим все ту же индийскую байку о слонах, мне так кажется. Остранение состоит в том, что в какой-то момент мы подходим к невидимому слону по-другому, щупаем его иначе , и понимаем, что он не канат(хвост), а столб (нога) или большое опахало (ухо). Вполне может быть полезно для познания, если помнить, что слон все же существует как нечто целое, только мы его не можем увидеть разом.

Reply

gignomai June 23 2007, 13:17:49 UTC
Точно-точно, главное не заостраняться.

Reply


ex_kosilova June 27 2007, 17:22:59 UTC
я внимательно читала этот пост в течение нескольких дней и наконец решилась написать, что ничего не поняла :)
Почему вы говорите, что остранение у Шкловского и в "христианском фэнтези" - это одно и то же? Я пыталась найти общее и не смогла. (Льюис, по крайней мере, кажется мне весьма ангажированным писателем, который и в мыслях не держал ни от чего отстраняться; о Толстом даже не говорю.)
Не могли бы вы подробнее пояснить, что вы понимаете под остранением?
(Прошу прощения, если вы уже давно думаете о другом :))

Reply

gignomai June 28 2007, 07:44:03 UTC
Ну, во-первых, я ждал Вашего отклика и рад продолжить разговор ( ... )

Reply

ex_kosilova June 28 2007, 09:48:26 UTC
а, теперь поняла лучше, спасибо.
Льюис протестант, вот хороший рассказ о нем. Вы, наверное, говорите о его художественных произведениях, типа космической трилогии, да? Или Нарнии. А то ведь у него есть "Просто христианство", "Расторжение брака" - это, видимо, не остраненные вещи ( ... )

Reply

ex_kosilova June 28 2007, 09:57:29 UTC
хотя, Вы совершенно правы, что что-то подобное можно распространить на гораздо более широкие вещи. Это может быть даже принципом отношения к миру. Я писала об этом вот здесь, глава "Самосожжение".

Reply


Leave a comment

Up