Вот что по-настоящему ново у Спинозы: его учение о субстанции и атрибутах. У Декарта атрибут (единственный!) определял субстанцию, различия появлялись в модусах. У Спинозы субстанция имеет много атрибутов. У Бога, единственной субстанции в точном смысле слова, их бесконечно много. Человеческому познанию доступны два атрибута; как и у Декарта, это
(
Read more... )
Comments 24
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Философия.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Reply
Верно.
Reply
АКЦИДЕНЦИЯ (лат. accidentia - неожиданно появляющееся) - несущественное, изменчивое, случайное в противоположность сущностному, «эссенциальному» в предмете или в определении предмета.
Эссенциальный это https://vocabulary.ru › termin › essencialnyi
самопроизвольный, основанный на внутренних качествах, особенностях, принципах (син. суигенный, идиопатический, иногда генуинный, аутохтонный).
Reply
Можно. Называйте.
Reply
Reply
Если можно, было бы интересно рассмотреть сказанное на следующей ситуации. Человек смотрит на синюю чашку с кофе в его руке. Он видит чашку, он чувствует ее, он ощущает запах кофе. Есть протяженность, есть мышление - человек думает: "Я держу в руках чашку, я ее вижу, я ее чувствую, я ощущаю запах кофе".
Как такая ситуация будет выглядеть в философии Спинозы?
Reply
По Спинозе и человек, и чашка, и все, что от них исходит - действия, или проявления (модусы) единой божественной субстанции. Но если начинать не с первопричины, а с промежуточного, например, с чашки и человека, то человеческому восприятию доступны модусы двух атрибутов, протяженности и мышления, и в нем, человеке, как "квазисубстанции", они соединяются: идея чашки с ее телесными проявлениями. Тождество бытия и мышления.
Reply
Однако у человека идея чашки простанственно свзязана с его головой. В этом смысле идея чашки существует как бы отдельно от самой чашки.
Reply
Думаю, что для Спинозы такой связи (прямой) не было. Разум для него не находился в голове, как и для Декарта. Он вообще не пространственен, пространственность = характеристика другой субстанции (для Декарта) или другого атрибута единой субстанции (для Спинозы).
Reply
Reply
Единый Бог - субстанция, ипостаси - атрибуты.
Вроде бы, такое словоупотребление считается неправильным, нет?
Атрибуты - у Ипостасей.
Reply
Надо подумать, не скажу сразу, действительно ли здесь полный параллелизм. Я исходил из того, что субстанция у Спинозы вроде бы эквивалентна усии, и тогда ее атрибуты, которые в отличии от модусов ей совечны, могут быть сопоставлены с ипостасями. Но, возможно, я здесь и тороплюсь увидеть сходство.
Reply
Когда Вы так делаете, то Субстанция, органично, получается с большой буквы, а ипостаси-атрибуты - с маленькой. А это, вроде, не уместно.
Reply
В том-то и дело, что Вы атрибуты понимаете не по-спинозовски, как свойства, которых могло бы и не быть. А у него в таком качестве выступают модусы, а атрибуты т. ск. "равночестны" субстанции, так же вечны и необходимо с нею связаны.
Reply
Leave a comment