Субстанция и ее атрибуты

Feb 27, 2023 14:04


Вот что по-настоящему ново у Спинозы: его учение о субстанции и атрибутах. У Декарта атрибут (единственный!) определял субстанцию, различия появлялись в модусах. У Спинозы субстанция имеет много атрибутов. У Бога, единственной субстанции в точном смысле слова, их бесконечно много. Человеческому познанию доступны два атрибута; как и у Декарта, это ( Read more... )

субстанция, Куно Фишер, душа и тело, атрмбут, Спиноза

Leave a comment

Comments 24

lj_frank_bot February 27 2023, 11:03:20 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Философия.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply

gignomai February 27 2023, 11:08:53 UTC

Верно.

Reply


diostiya February 27 2023, 14:15:50 UTC
А можно? пост назвать субстанцией, а коменты... акциденцией?

АКЦИДЕНЦИЯ (лат. accidentia - неожиданно появляющееся) - несущественное, изменчивое, случайное в противоположность сущностному, «эссенциальному» в предмете или в определении предмета.

Эссенциальный это https://vocabulary.ru › termin › essencialnyi
самопроизвольный, основанный на внутренних качествах, особенностях, принципах (син. суигенный, идиопатический, иногда генуинный, аутохтонный).

Reply

gignomai February 27 2023, 15:04:25 UTC

Можно. Называйте.

Reply

diostiya February 27 2023, 16:12:16 UTC
так получается, что все усилия философов были направлены на точность формулировки СЛОВ... которые рождались естественным образом

Reply


evgeniirudnyi February 27 2023, 14:48:01 UTC

Если можно, было бы интересно рассмотреть сказанное на следующей ситуации. Человек смотрит на синюю чашку с кофе в его руке. Он видит чашку, он чувствует ее, он ощущает запах кофе. Есть протяженность, есть мышление - человек думает: "Я держу в руках чашку, я ее вижу, я ее чувствую, я ощущаю запах кофе".

Как такая ситуация будет выглядеть в философии Спинозы?

Reply

gignomai February 27 2023, 15:12:30 UTC

По Спинозе и человек, и чашка, и все, что от них исходит - действия, или проявления (модусы) единой божественной субстанции. Но если начинать не с первопричины, а с промежуточного, например, с чашки и человека, то человеческому восприятию доступны модусы двух атрибутов, протяженности и мышления, и в нем, человеке, как "квазисубстанции", они соединяются: идея чашки с ее телесными проявлениями. Тождество бытия и мышления.

Reply

evgeniirudnyi February 27 2023, 16:18:13 UTC

Однако у человека идея чашки простанственно свзязана с его головой. В этом смысле идея чашки существует как бы отдельно от самой чашки.

Reply

gignomai February 27 2023, 17:50:10 UTC

Думаю, что для Спинозы такой связи (прямой) не было. Разум для него не находился в голове, как и для Декарта. Он вообще не пространственен, пространственность = характеристика другой субстанции (для Декарта) или другого атрибута единой субстанции (для Спинозы).

Reply


diostiya February 27 2023, 18:53:33 UTC
м-да... идея чашки связана с его головой (человека)... чашка, будь она пуста или с кофе - по определению - субстанция ( ... )

Reply


stepanbezusov March 1 2023, 16:22:51 UTC

Единый Бог - субстанция, ипостаси - атрибуты.

Вроде бы, такое словоупотребление считается неправильным, нет?

Атрибуты - у Ипостасей.

Reply

gignomai March 1 2023, 17:58:11 UTC

Надо подумать, не скажу сразу, действительно ли здесь полный параллелизм. Я исходил из того, что субстанция у Спинозы вроде бы эквивалентна усии, и тогда ее атрибуты, которые в отличии от модусов ей совечны, могут быть сопоставлены с ипостасями. Но, возможно, я здесь и тороплюсь увидеть сходство.

Reply

stepanbezusov March 1 2023, 20:29:14 UTC

Когда Вы так делаете, то Субстанция, органично, получается с большой буквы, а ипостаси-атрибуты - с маленькой. А это, вроде, не уместно.

Reply

gignomai March 1 2023, 21:49:14 UTC

В том-то и дело, что Вы атрибуты понимаете не по-спинозовски, как свойства, которых могло бы и не быть. А у него в таком качестве выступают модусы, а атрибуты т. ск. "равночестны" субстанции, так же вечны и необходимо с нею связаны.

Reply


Leave a comment

Up