Feb 27, 2023 14:04
Вот что по-настоящему ново у Спинозы: его учение о субстанции и атрибутах. У Декарта атрибут (единственный!) определял субстанцию, различия появлялись в модусах. У Спинозы субстанция имеет много атрибутов. У Бога, единственной субстанции в точном смысле слова, их бесконечно много. Человеческому познанию доступны два атрибута; как и у Декарта, это мышление и протяженность. Но если у Декарта, мышление и протяженность были и разными субстанциями, несводимыми друг к другу, то у Спинозы это два атрибута (две «силы») одной субстанции; они принадлежат сущности субстанции, вовсе не привносимы в нее нашим разумом, но верно воспринимаются им как сущностно разное. И этим решается не решенная Декартом проблема их отношения: душа и тело суть атрибуты одной субстанции (по Спинозе, вторичной по отношению к Богу) - человека.
Vivat Куно Фишеру, который с истинно немецкой тщательностью, посвятил растолкованию этого соблазнительного места десяток страниц полемики с исказителями вроде Тренделенбурга и довел это до кристальной ясности!
PS. Вроде бы, это та же логика, что и учении о Троице и ипостасях. Единый Бог - субстанция, ипостаси - атрибуты. Спинозы хватило на то, чтобы атрибутам придать динамические свойства («силы», «действия»), но, как и во всем его богословии и во всей антропологии абсолютно устранено личное начало...
субстанция,
Куно Фишер,
душа и тело,
атрмбут,
Спиноза