Вот что по-настоящему ново у Спинозы: его учение о субстанции и атрибутах. У Декарта атрибут (единственный!) определял субстанцию, различия появлялись в модусах. У Спинозы субстанция имеет много атрибутов. У Бога, единственной субстанции в точном смысле слова, их бесконечно много. Человеческому познанию доступны два атрибута; как и у Декарта, это
(
Read more... )
Если можно, было бы интересно рассмотреть сказанное на следующей ситуации. Человек смотрит на синюю чашку с кофе в его руке. Он видит чашку, он чувствует ее, он ощущает запах кофе. Есть протяженность, есть мышление - человек думает: "Я держу в руках чашку, я ее вижу, я ее чувствую, я ощущаю запах кофе".
Как такая ситуация будет выглядеть в философии Спинозы?
Reply
По Спинозе и человек, и чашка, и все, что от них исходит - действия, или проявления (модусы) единой божественной субстанции. Но если начинать не с первопричины, а с промежуточного, например, с чашки и человека, то человеческому восприятию доступны модусы двух атрибутов, протяженности и мышления, и в нем, человеке, как "квазисубстанции", они соединяются: идея чашки с ее телесными проявлениями. Тождество бытия и мышления.
Reply
Однако у человека идея чашки простанственно свзязана с его головой. В этом смысле идея чашки существует как бы отдельно от самой чашки.
Reply
Думаю, что для Спинозы такой связи (прямой) не было. Разум для него не находился в голове, как и для Декарта. Он вообще не пространственен, пространственность = характеристика другой субстанции (для Декарта) или другого атрибута единой субстанции (для Спинозы).
Reply
Наверное так. Это обстоятельство как раз мешает мне понять подобную метафизику, поскольку меня всегда интересует вопрос, что происходит с пространственными отношениями.
Reply
Reply
Leave a comment