(Untitled)

Jun 29, 2020 11:54

Прочитал статью В.М.Лурье "Свобода вне конфликта: логика внутреннего конфликта и свободной воли у Максима Исповедника" (по-английски).

Основная мысль там - та, что свобода и выбор - связаны не с необходимостью; точнее, они связаны у падшего человека, и эта связь разрывается при  обожении, когда мы становимся свободны от выбора ("Познаете Истину и ( Read more... )

воля, свобода, любовь, Максим Исповедник, ересь, Иисус Христос

Leave a comment

Comments 210

lj_frank_bot June 29 2020, 08:56:37 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Религия.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply


skogar June 29 2020, 09:19:17 UTC
-- С другой же, обоженный уже не доступен ни соблазнам, ни искушениям, они "позади"

Не позади, а внешние по отношению к человеку и он их распознает и отсекает.

Reply

gignomai June 29 2020, 12:39:25 UTC
Чтобы распознать, нужно хоть на мгновение, но принять соблахзн, а чтобы отсечь, нужно с ним побороться. В том-то и дело, что обожение предполагает уже свободу от искушений, в том числе и от необходимости их распознавать и с ними бороться.

Reply

skogar June 29 2020, 12:44:16 UTC
Искушение Христа диаволом в пустыне - что, где, когда Он принял? Слушал и отвечал, отвергая, нисколько не принимая в Себя.

Reply

gignomai June 29 2020, 12:47:20 UTC
А Вы задумайтесь над тем, что значит "распознать"? Как Вы распознаете голод или блудный помысел, не возжелав хоть на секунду?

Reply


trita June 29 2020, 09:34:13 UTC
А что, интересно, фактически значит слово "выбирающий"?

Reply

gignomai June 29 2020, 15:02:45 UTC
А как ответить на такой вопрос? Ситуация выбора дана нам непосредственно, я ее переживаю чуть не каждый момент, иногда болезненно. Но мыслима и в чем-то испытана и ситуация, когда альтернативы не приходят на ум, путь вариант действия - единственный.

Reply

trita July 2 2020, 06:04:23 UTC
Нынче утром встретил ответ на вопрос тут: http://trita.net/books-alice-bailey/04-a-treatise-on-white-magic/aab-04-page-0226-0232#228

"достичь точки равновесия и стать на той вершине, на которой «делается выбор»"

Reply

gignomai July 2 2020, 09:15:53 UTC
Прекрасный текст. Спасибо ( ... )

Reply


pavel_g_m June 29 2020, 10:00:03 UTC
"У Него, действительно, две воли, божеская и человеческая, и вторая добровольно принимает безальтернативное подчинение воле Отца"
================================
А Вы можете указать место из евангелий, из которого бы следовало это утверждение?
Удивительно Ваше упорство остаться в рамках категорий и понятий VII века (Максим Исповедник). Реально это невозможно, также как и в рамках категорий Аристотеля или Платона, без серьезной методологической реконструкции этих категорий и их границ. Реально возможна некоторая каша и мешанина из современных категорий и понятий и буквального следования якобы категориям того времени.

"подчинение воле Отца"
================================
С мой точки зрения - это противоречие: воля не может подчиняться воле (даже отца). Еще более несерьезно вообще сопоставлять волю человека и "волю" Бога. Скажите в каком смысле можно говорить о воле Бога?

Reply

gignomai June 29 2020, 15:10:05 UTC
впрочем не Моя воля,
но Твоя да будет.
Ев. от Луки.

Reply

pavel_g_m June 30 2020, 08:36:29 UTC
πλην ουχ ως εγω θελω αλλ ως συ
Евангелие от Матфея 26:39

πλην μη το θελημα μου αλλα το σον γενεσθω
Евангелие от Луки 22:42

Везде сказано "не Моя воля, но Твоя". Ни где не говориться "воля Твоя", можно перевести: "впрочем не Моя воля, Твое да будет." Слово Θέλημα употреблено один раз.
Говорить о воле Бога таким образом как говорите Вы - бессмысленный антропоморфизм.

Reply

gignomai June 30 2020, 09:01:00 UTC
Фелима Ваша :)
вы предпочитаете перетолковывать евангельский текст в удобном Вам смысле.
А упреки в антропоморфизме меня не трогают. Совсем без антропоморфизма говорить о Боге и с Богом значит молчать. Можно, но не обязательно. Бог поймет и слова.

Reply


a_lazar June 29 2020, 10:00:09 UTC
Выбор может быть между добром и добром ( ... )

Reply

gignomai June 29 2020, 18:54:32 UTC
Формулировки мне известны.
Но разве борение не предполагает по самому смыслу слова раздвоение? Что же иначе с чем борется?

Reply

a_lazar June 29 2020, 19:06:39 UTC
Посмотрел ТИПВ

"Когда же Он говорил: Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия; обаче не якоже Аз хощу, но якоже ты (Мф. 26, 39), то не всякому ли, конечно, ясно, что Он [так сказал], уча нас во время испытаний просить помощи от одного только Бога и Божескую волю предпочитать нашей воле, и показывая, что Он истинно усвоил Себе то, что принадлежало нашему естеству, и что Он поистине имел две воли, естественные, конечно, и соответственные Его естествам, а не враждебные? Отче, говорит Он, как единосущный; аще возможно есть, говорит, не незная, ибо что невозможно для Бога? но уча нас предпочитанию Божеской воли нашей воле. Ибо одно только это невозможно, чего Бог не желает и не позволяет: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты. Как Бог, будучи тождественным с Отцом по Своей воле, а как человек, Он естественно показывает волю человечества; ибо эта естественно избегает смерти."

Подчеркивания мои.
Уча и показывая.
Нет раздвоения.

И далее
"Слова же: Боже мой, Боже мой, вскую Мя еси оставил? (Мф. 27,46) Он сказал, так как имел ( ... )

Reply

gignomai June 29 2020, 19:14:29 UTC
Не следует. Вы сплющили то, что было растянуто во времени. Сначала - раздвоение, оно же борение, потом победа в этом борении и, как следствие, поучение нам.

Reply


Leave a comment

Up