(Untitled)

Jun 29, 2020 11:54

Прочитал статью В.М.Лурье "Свобода вне конфликта: логика внутреннего конфликта и свободной воли у Максима Исповедника" (по-английски).

Основная мысль там - та, что свобода и выбор - связаны не с необходимостью; точнее, они связаны у падшего человека, и эта связь разрывается при  обожении, когда мы становимся свободны от выбора ("Познаете Истину и ( Read more... )

воля, свобода, любовь, Максим Исповедник, ересь, Иисус Христос

Leave a comment

Comments 210

vz_z_z_hobbit June 29 2020, 10:53:52 UTC
Когда-то приходилось читать такое у Давыденкова. Перескажу по памяти, как понял. Окончательное обожение человеческой природы Христа, действительно, следует мыслить только после Его воскресения (добавлю от себя: возможно, после Вознесения? Или: после всеобщего воскресения?). Именно тогда эта природа получает максимум возможных совершенств. До этого же, т.е. в течение земной жизни Иисуса, об этом говорить вряд ли представляется возможным, ибо эта природа несет в себе последствия адамова греха ('безгрешные страсти') - Иисус, устает, испытывает боль и пр ( ... )

Reply

a_lazar June 29 2020, 19:09:07 UTC
Иисус обожен от зачатия (Благовещения)

Ибо соединение естеств "неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно"

Reply

gignomai June 29 2020, 19:11:30 UTC
Что так отцы учат, я знаю. Но все ли понятно при таком взгляде?

Reply

a_lazar June 29 2020, 19:15:20 UTC
Надо постепенно разбираться с тем, что непонятно.
Это на десятилетия, а, скорее, и на всю жизнь.

Reply


alexandrg June 29 2020, 11:03:18 UTC
1. То ли Лурье в очередной раз что-то накрутил, то ли Вы не вполне поняли. Страдания на кресте были восприняты «природно и сущностно» - так же, как и сама человеческая плоть. А «относительное усвоение» - это про грех и богооставленность ( ... )

Reply

gignomai June 29 2020, 19:10:33 UTC
1. Не вполне понял, как Вы разделяете. Под страданиями Вы понимаете только физические страдания, богооставленность в них не входит? А грех разве был "усвоен" Христом,хотя бы и "относительно"?

2. Это понятно, даже трюизм. Но ведь в том же смысле и любить Бог-Любовь не может. Но что-то же сообщают о Боге наши антропоморфизмы? (Вон в другом комменте мне и о "воле Бога" запрещают говорить :))

3. У Лурье спрошу напрямую. Я понять его иначе не мог.

4. О Вашем "личном мнении" подумаю. Навскидку "выбор Бога"... если и можно так говорить, то совсем в другом смысле, чем про выбор человека.

Reply

alexandrg June 29 2020, 19:54:39 UTC
1. Это у отцов так. Они разделяли по критерию естественно/неестественно:

«Должно же знать, что есть два усвоения: одно - естественное и существенное и другое - личное и относительное. Естественное и существенное, конечно, то, соответственно которому Господь, по человеколюбию, восприял как естество наше, так и все естественное, по естеству и поистине сделавшись человеком и испытав то, что относится к нашему естеству67; личное же и относительное бывает тогда, когда кто-либо принимает на себя лицо другого по причине какого-либо отношения, то есть68 сострадания или любви, и вместо него произносит направленные в его защиту речи, самого нисколько не касающиеся. Соответственно этому69 Господь усвоил Себе и проклятие, и оставление наше, и подобное, что не естественно, усвоил, Сам не будучи этим или не сделавшись, но принимая наше лицо и поставляя Себя наряду с нами. Вот такого рода смысл имеет и изречение: быв по нас клятва (Гал. 3,13)». ТИПВ. 3, 25 ( ... )

Reply


Leave a comment

Up