(Untitled)

Jun 29, 2020 11:54

Прочитал статью В.М.Лурье "Свобода вне конфликта: логика внутреннего конфликта и свободной воли у Максима Исповедника" (по-английски).

Основная мысль там - та, что свобода и выбор - связаны не с необходимостью; точнее, они связаны у падшего человека, и эта связь разрывается при  обожении, когда мы становимся свободны от выбора ("Познаете Истину и ( Read more... )

воля, свобода, любовь, Максим Исповедник, ересь, Иисус Христос

Leave a comment

pavel_g_m June 29 2020, 10:00:03 UTC
"У Него, действительно, две воли, божеская и человеческая, и вторая добровольно принимает безальтернативное подчинение воле Отца"
================================
А Вы можете указать место из евангелий, из которого бы следовало это утверждение?
Удивительно Ваше упорство остаться в рамках категорий и понятий VII века (Максим Исповедник). Реально это невозможно, также как и в рамках категорий Аристотеля или Платона, без серьезной методологической реконструкции этих категорий и их границ. Реально возможна некоторая каша и мешанина из современных категорий и понятий и буквального следования якобы категориям того времени.

"подчинение воле Отца"
================================
С мой точки зрения - это противоречие: воля не может подчиняться воле (даже отца). Еще более несерьезно вообще сопоставлять волю человека и "волю" Бога. Скажите в каком смысле можно говорить о воле Бога?

Reply

gignomai June 29 2020, 15:10:05 UTC
впрочем не Моя воля,
но Твоя да будет.
Ев. от Луки.

Reply

pavel_g_m June 30 2020, 08:36:29 UTC
πλην ουχ ως εγω θελω αλλ ως συ
Евангелие от Матфея 26:39

πλην μη το θελημα μου αλλα το σον γενεσθω
Евангелие от Луки 22:42

Везде сказано "не Моя воля, но Твоя". Ни где не говориться "воля Твоя", можно перевести: "впрочем не Моя воля, Твое да будет." Слово Θέλημα употреблено один раз.
Говорить о воле Бога таким образом как говорите Вы - бессмысленный антропоморфизм.

Reply

gignomai June 30 2020, 09:01:00 UTC
Фелима Ваша :)
вы предпочитаете перетолковывать евангельский текст в удобном Вам смысле.
А упреки в антропоморфизме меня не трогают. Совсем без антропоморфизма говорить о Боге и с Богом значит молчать. Можно, но не обязательно. Бог поймет и слова.

Reply

pavel_g_m June 30 2020, 09:33:13 UTC
"Совсем без антропоморфизма говорить о Боге и с Богом значит молчать"
=======================
Уже второй год я пытаюсь вам объяснить, что это не так. Весь ветхий завет говорит о Боге без антропоморфизма, апофатически.
"И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку"

Reply

gignomai June 30 2020, 11:27:35 UTC
Ветхий. Завет. Говорит. О БОГЕ. Без антропоморфизма.
Вы это серьезно?

Reply

pavel_g_m June 30 2020, 11:40:11 UTC
Совершенно серьезно, я об этом твержу не первый год.
https://pavel-g-m.livejournal.com/288548.html

Reply

gignomai June 30 2020, 11:59:44 UTC
Я посмотрел и вспомнил этот Ваш пост.
Но я не согласен с противопоставлением.
И там (в ВЗ), и там (в богословии) СТРОГО ГОВОРЯ речь о том единственном, о чем можно говорить - не о Боге как таковом (это ясно сформулировано в апофатике), а об отношениях человека с Богом. Нет принципиальной разницы между образной, поэтической речью ВЗ, и отточенными понятиями богословия (тоже, своего рода поэзией).
И там, и там мы можем предположить, что "авторы" могли понимать это буквально, как "прямо о Боге". И по отношению к обоим случаям нам их наивность не указ.

Reply

pavel_g_m June 30 2020, 12:53:18 UTC
Нет, есть принципиальная разница. Вы рассуждаете о соотношении и взаимодействии Воли Бога и воли человека, опираясь на свое мысленное содержание понятий о воле Бога, то есть на свое антропоморфное "изображение бога."
Даже когда в простонародье говориться "на все Божья воля" не имеют в виду некую волю Бога, речь идет о том, что все от Бога, все в Боге.
Вы же ведете предметное рассуждение о Христе как о Боге и Христе как человеке. На мой взгляд - это лишено смысла. Но вполне можно говорить о воле такого бога, как Зевс или Асклепий. Что Вы, на мой взгляд, и делаете вместе почти со всеми Вашими собеседниками.

Reply

gignomai June 30 2020, 14:36:40 UTC
Нет, ко мне это не относится. Вы, как это часто бывает, воюете с Вами придуманным персонажем.
Что касается, остальных, то не все и не во всем, но общая склонность у богословствующих, наверно, есть.

Reply

Евхаристия pavel_g_m June 30 2020, 09:18:09 UTC
Еще раз:
Ни в одном евангелии не написано "не Моя воля, но Твоя ВОЛЯ", Добавка ВОЛИ по отношению к Отцу - это уже толкование текста. Вполне можно сказать, например, "не Моя воля, но Твой промысел"
У Марка написано "но не чего Я хочу, а чего Ты" (Θέλω - желать, хотеть, любить). Тогда вы будите говорить о желании/хотении Отца?
Будем рассуждать желании/хотении Бога?

Reply


Leave a comment

Up