(Untitled)

Apr 01, 2020 22:13


Затык в одном обсуждении: можно ли ввести понятие «муж» (или «жена»), не имея понятия «семьи». Мне очевидно, что нельзя: соотносительные понятия «муж» и «жена» определяются через их функции внутри «семейной (брачной) пары» (т.е. надо иметь понятие о такой паре), а она, в свою очередь, есть один из видов семьи. А чтобы дать определение вида, нужно ( Read more... )

брак, понятие, семья

Leave a comment

Comments 61

likushin April 1 2020, 19:46:59 UTC
По мне, так просто: какого рода текст. См.:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь...
(Известные спекуляции на тему "Блок - муж" со всеми вытекающими в расчёт не принимаются.)

Reply

gignomai April 1 2020, 19:58:08 UTC
Читал это стихотворение на выпускном вечере в 1958 году.

Reply


karachee April 1 2020, 20:15:54 UTC
Оба подхода имеют место быть, один по функциональному аспекту, другой по аспекту организации.

Reply

gignomai April 2 2020, 09:13:25 UTC
Не понял.

Reply

karachee April 2 2020, 12:44:27 UTC
В вашем определении необходимым признаком "мужа" является выполнение и способность выполнять соответствующую функцию. Которая востребована институтом семьи и вне этого института не существует. То есть на вопрос: "Может ли существовать чайная ложечка в отсутствии (во вселенной) чая?" - вы отвечаете отрицательно. Нет чая, нет и функции "чайная". Такой подход годится для задач, в которых надо определить объект с точки зрения его способности решать некоторую задачу, выполнять работу, давать на каждый Х на входе, некоторый Y на выходе ( ... )

Reply

gignomai April 2 2020, 13:24:26 UTC
Это понятно. Но вопрос, мне кажется, немного в другом.
Вы говорите о существовании, а я понимании. Нет чая - нет чайной ложечки, говорите Вы. Конечно. Но вопрос в том, нужно ли что-то знать и сказать о чае, чтобы понять и определить чайную ложечку.
Иначе: можно ли полностью заменить описание функции описанием атрибутивных характеристик?

Reply


trita April 1 2020, 20:35:17 UTC
Можно ли называть обсуждением и оппонированием обмен репликами, осуществляемый вне единых норм рационального? -- это я как бы перефразировал ваш вопрос. "Штамп в паспорте" установлен в контексте, и это контекст семьи как "ячейки общества", которая в свою очередь в контексте воспроизводства населения. Государство даёт преференции и ставит этот штамп изначально стимулируя и поддерживая этот процесс, а уже потом все иные его вариации.

Не иначе спор вокруг однополых браков, иначе не представляю откуда тут почву то взять для прений.

Reply

gignomai April 2 2020, 09:10:33 UTC
Не, не вокруг "однополых", вокруг понятий.

Reply

trita April 2 2020, 09:27:01 UTC
Институт семьи в принципе может и не существовать, если предпосылки, инициирующие его существование, будут сведены к нулю, изжиты.

Reply

gignomai April 2 2020, 09:37:11 UTC
Верно.

Reply


alexandrg April 1 2020, 21:25:50 UTC
А по-моему, очевидно, что если понятия X и Y можно определить, не прибегая к понятию Z, значит их можно «ввести», не прибегая к этому понятию, а если нет, то нельзя))

Reply

gignomai April 2 2020, 09:11:45 UTC
Верно. Но в этом и вопрос: можно ли определить.

Reply

alexandrg April 2 2020, 10:40:49 UTC
А почему нет? Вы же сами в предыдущей записи на эту тему говорили, что видите разницу между браком и семьей. Я ее тоже вижу. Брак более формален. По сути, это социальная декларация с сопутствующими ей правами и обязанностями. А семья - это фактическая совместная жизнь, заботы и пр. При этом вполне можно представить брак без семьи и семью без брака. Видимо, это и имеет в виду Ваш собеседник, когда напирает на штамп в паспорте.

Reply

gignomai April 2 2020, 10:51:02 UTC
Ну, слова можно понимать в большом диапазоне по-разному. И брак можно рассматривать как формальность, и как волне реальное соединение с целью дальнейшей совместной жизни, т.е. один из вариантов (начальный) семьи.
Я несколько упростил в корневом посте вопрос. Сейчас он мне представляется так. Ясно, что мужа мы определяем и опознаем через какие-то отличительные характеристики, существенные (как выполнение им обязательств, налагаемых браком) или внешних (как запись в паспорте). Для этого нужно понятие о браке, о брачной (= семейной, связанной брачными отношениями) паре. О "семье вообще" вроде бы не нужно.
Но! Опознавать "мужа" мы же будем среди мужчин, людей, одушевленных и т.д., т.е. должны отличать их от женщин, животных и т.д., т.е. иметь о них представление.

Reply


(The comment has been removed)

gignomai April 2 2020, 09:11:12 UTC
Вас выявил.

Reply

pavel_g_m April 2 2020, 09:14:55 UTC
Я не обсуждал вашу смешную тему

Reply

gignomai April 2 2020, 09:26:34 UTC
Вы поступили еще бездельнее - как непрошенный обсуждатель обсуждения.

Reply


Leave a comment

Up