о границах свободы слова

Jan 23, 2019 13:33

Вот прочитал у bohemicus оду свободе слова. По отношению к тому, что стало поводом (вой вокруг трепа Дм.Быкова), в целом согласен: безобразие. Но вот вывод ("свобода слова - абсолютная ценность") верен ли? Все ли допустимо говорить - публично? (Разговоры на кухне с друзьями столь же не подлежат цензуре, как и мысли в моей голове - это ясно ( Read more... )

свобода, слово

Leave a comment

Comments 46

kiprian_sh January 23 2019, 11:14:37 UTC
Я, не пытаясь ответить на Ваше, дорогой Евгений, вопрошание, хочу сделать два замечания.
1.
*сказано «Не убий», однако мы знаем, что, как это ни прискорбно, иногда кое-кого вполне по-божески лишить жизни… Но это же не отменяет самой заповеди*
Из того, что сразу за Декалогом следует внушительный список преступлений, за которые полагается смертная казнь, очевидно (мне), что смысл заповеди довольно прозрачен: запрещается то, что и сегодня квалифицируется как "убийство" в уголовном кодексе.

2.
*границы допустимого физического действия обычно устанавливаются без труда*
Видимо это потому, что телесный вред очевиднее. Его оценка менее зависит от философских и религиозных представлений о "душе".

Reply

gignomai January 23 2019, 11:36:08 UTC
Дорогой Киприан, я согласен с Вашими замечаниями. Но не очень понимаю, почему Вы второй раз называете меня Евгением (и тогда я Вас уже поправил). Мне казалось, что Вы очень давно знаете, что меня зовут Владимир, и я не менял имени.

Reply

kiprian_sh January 23 2019, 12:50:54 UTC
Простите, дорогой Владимир!
Я не нарочно. Боюсь, хорошего для меня тут мало....

Reply

gignomai January 23 2019, 12:59:06 UTC
Да пустяки, дорогой Киприан! Просто я стал задумываться, нет ли тут скрытого смысла? :)

Reply


leonid_b January 23 2019, 13:14:46 UTC
Я так понимаю, что есть проблемы, при постановке которых главное - это найти и дать правильный ответ.

А есть такие проблемы (в дальнейшем их можно именовать "настоящими"), которые даны нам для того, чтобы мы могли над ними подумать и обсудить их с разных сторон.

Причём это следует делать постоянно, каждым народом и в каждом поколении.

В первом случае отцы оставляют детям правильный, найденный ими ответ.

Во втором же случае (с настоящими проблемами) в наследство детям оставляется сама постановка, и ценность имеет сам вопрос, над которым следует задумываться.

Про то, что же такое свобода слова, и где тут проложить границу между дозволенным и недозволенным, следует размышлять и рассуждать постоянно. И никогда не считать, что можно раз и навсегда найти правильное решение.

Reply

gignomai January 23 2019, 13:31:10 UTC
Да, видимо, Вы правы.

Reply

anna_bpguide January 23 2019, 14:22:51 UTC
Совершенно с Вами согласна.
И ни один ответ не будет окончательным, всё равно заново его ставить и заново решать - как ходить и говорить каждый ребенок учится заново, несмотря на то, что всем давно известно, как это делается )))

Reply

leonid_b January 23 2019, 17:14:52 UTC
Отличный образ, полностью адекватный. Спасибо!

Reply


pavel_g_m January 23 2019, 13:19:53 UTC
Володя, просветите, может я заблуждаюсь. Мне казалось, что существенное различие между Ветхим Заветом и Новым Заветом в том, что в Новом нет никаких заповедей. Если Христос говорит "любите врагов", то это не заповедь в смысле морального закона, а "призыв" к новому понимаю, это различение с "ветхими мехами". Я честно говоря, думал, что всякие моральные нормы, правила, принципы - это для урегулирования социальной общежития. Во внутреннем же, для христианина есть только его нравственность - ответственность в духе в каждом случае принять индивидуальное решение. Когда пред тобой конкретный человек, чтобы он не сделал, принять решение "из принципа", "из правила" - безнравственно.
Нормы, правила, принципы могут играть воспитателей нашей способности действовать в духе нравственно, исходя не только из интуиции, но из опыта размышления.

Reply

gignomai January 23 2019, 13:44:57 UTC
Ну, по-моему, Вы и правы и неправы...
Да, конечно, различие разительно и оно прямо высказано в НЗ, особенно ап. Павлом, да?
Но можно, мне кажется, и иначе посмотреть.
Уже заповеди ВЗ, прежде всего "Десять", так сформулированы, что это, скорее, принципы, ориентиры, требующие толкования. Я не согласен с уравниванием заповеди и правила. Заповедь "не убий" может быть исполнена только напряжением духа, всех способностей и сил человека. То же и "не кради", и другие. И абсолютно точно, что все они содержатся в заповеди любви - к Богу и ближнему.
И в этой точке сходятся два Завета. Заповеди блаженства - другая форма Декалога.
А расхождение в законническом понимании Закона. Вот когда оно началось - вопрос.

Reply

gignomai January 23 2019, 13:59:52 UTC
Еще раз. По-моему, заповеди - никак не правила. Это... напоминания об услышанной пророками воле Божьей. Такое напоминание, думаю, необходимо, и оно никак не снимает с человека "ответственности в духе в каждом случае принять индивидуальное решение". В этом смысле "воспитание", о котором Вы говорите, оно в каждой ситуации присутствует. И было бы подростковым негативизмом специально от него отмахиваться: "Я сам решу!".
Интуиция, размышление включаются в диалоге с заповедью: "Как в этой ситуации не убить?" (всякое ведь неприятие человека, отторжение его, признание ДЛЯ МЕНЯ несуществующим есть убийство), "Как не украсть?" (всякое присвоение того, что могло бы быть разделено с другим - кража), и т.д.

Reply


ioanna_poula January 23 2019, 15:59:34 UTC
Единственный верный критерий добра и зла - Бог. Высказывания, способствующие распространению зла - недопустимы. Способ один - самоограничение. "Не через меня".

Reply

gignomai January 23 2019, 16:15:15 UTC
А у Вас с Ним хорошая, без помех связь?

Reply

ioanna_poula January 23 2019, 16:21:56 UTC
Вопрос о том, << как у меня>>, пока отложим.
Бог как критерий добра и зла очень ясно проявлен в Священном Писании, в ВЗ и, Более ясно, в НЗ.
Все написано.
И я, конечно, не просто "заповеди" имею в виду, а весь контекст богообщения через Священное Писание.

P.S.Мне кажется, Вы просто невнимательно читаете мои комментарии.

Reply

gignomai January 23 2019, 16:33:26 UTC
Нет, внимательно. Но вот Вы, по-моему, не совсем поняли, о чем я. Вам же известно, наверное, что люди, читающие и почитающие Писание, не всегда одинаково поступают. Еще ведь понять надо и приложить к ситуации...
Ну вот, чтобы поконкретнее. Я в посте дал ссылку на давнюю дискуссию по поводу Шарли, помните такое событие? (Если нет, прочитайте по ссылке, пожалуйста). Так вот в комментах Вы увидите, что высказываются противоположные взгляды (и все там, насколько я понял, христиане). А Вы что думаете, что Вам Писание подсказывает?

Reply


osyotr January 23 2019, 17:32:12 UTC
Нѣту принципа. Тутъ тактъ, тутъ слухъ. Вотъ - Быковъ и его громкіе ненавистники: идеально подходятъ другъ другу, вступаться за одну изъ сторонъ значитъ разрушить дивную гармонію. Тутъ Богемикъ немного пѣтуха пустилъ.

Reply

gignomai January 23 2019, 17:42:28 UTC
Понятно и, видимо, верно. Но мне по складу ума всегда хочется на принцип вырулить :)

Reply


Leave a comment

Up