Вот прочитал у
bohemicus оду свободе слова. По отношению к тому, что стало поводом (вой вокруг трепа Дм.Быкова), в целом согласен: безобразие. Но вот вывод ("свобода слова - абсолютная ценность") верен ли? Все ли допустимо говорить - публично? (Разговоры на кухне с друзьями столь же не подлежат цензуре, как и мысли в моей голове - это ясно
(
Read more... )
Comments 46
Свобода слова - и вообще свобода - вовсе не абсолютная ценность. Это тяжкое бремя.
Которое надо нести с достоинством.
Чего я не могу сказать ни о Быкове, ни о желающих его расстрелять.
Reply
Тут тенденция: вроде бы говорить можно (по Богемику, который в этом следует общелиберальной логике) всё, кроме призывов к физическому действию. Скажем, сказать "Быков говорит чушь" можно, а бить его за это и призывать бить - нет.
Та же логика была и с приснопамятными Шарли. Рисовать карикатуры на Магомета (кстати, и на Богородицу) можно, а физически их наказывать - нет. Думаю, что, если бы этот мусульманин не убил их, а побил или даже призвал побить, его бы тоже европейская общественность осудила.
Вот я и ставлю вопрос: где границы?
Reply
Reply
Reply
Ну или если помягче, поинтеллигентей, как там у монтёра Мечникова: согласие есть продукт непротивления сторон. Но это если целью у нас согласие. А если что другое и шандалом в *** мы не опасаемся, тогда да... "Свобода слова".
Reply
Reply
Единственный работающий подход - суждение о том, что "так у нас принято" - "у нас", конечно, играет ключевую роль, остаётся только определить границы этого "мы", что большинство людей в отношении своих групп делают достаточно быстро и почти интуитивно, а главное - достаточно согласованно. Хотя, часто границы определяются самой проблемной ситуацией: "не убий" объединяет несомненно большее количество людей, чем любовь к конкретному автору или исполнителю.
Кстати, в отношении действий и мыслей всё столь же неоднозначно, просто проявляется это в меньшей степени в словесной стихии, где, естественным образом, речь прежде всего о словах. Сравните, например, нынешние англосаксонские рассуждения о степени допустимого прикосновения, которое не было бы воспринято как агрессия или домогательство.
Reply
Reply
Reply
Различие в том, что принцип не для буквального исполнения, он напоминает о сути дела.
Reply
Leave a comment