Хайдеггер, время, вечность

Feb 10, 2018 15:43

Понять, как работает Хайдеггер - не менее для меня важно, чем понять бытие. Тем более, что, как сам Х. пишет, допонятийная понятность бытия неотъемлемо присутствует уже во всяком, даже непознавательном, нашем обхождении с миром. Без понятия бытия можно бы и прожить, а вот метод - это приобретение ( Read more... )

бытие, дазайн, присносущие, вечность, Хайдеггер, время, понимание

Leave a comment

Comments 23

trita February 10 2018, 13:02:24 UTC
Интересно, но я бы обратные акценты ставил: экзистировать значит не понимать, отсюда "понимание" становится процессом -- следствием исходного состояния. Грубо говоря "я мыслю, значит я не понимаю". Другое дело, что это ставит вопрос о движущей силе, которая инициирует стремление от непонимания к понимаю.

Дальше в том же духе: "бытийное устроение Dasein имеет своим следствием временность" + временность следует из непонимания бытия", потому и вневременность = всеведение.

Reply

gignomai February 10 2018, 13:19:58 UTC
Думаю, здесь всё то же различие перспектив: Х. видит все в прямой перспективе, Вы, как я понимаю, дерзаете представлять видение из обратной перспективы.
А в прямой, конечно, мышление рождается из непонимания и движимо тоской по пониманию. Правда, Х. предусмотрительно оговаривает, что допонятийное понимание дается даром без каких-либо усилий, иначе, сколько не тужься, из непонимания не выскочишь.

Reply

trita February 10 2018, 13:22:53 UTC
А чем тезис о "допонятийном понимании" вообще подкреплён?
Я как-то моргнул, не помню.

Reply

gignomai February 10 2018, 13:31:25 UTC
Ну, грубо говоря, Х. как рассуждает? Мы же как-то обращаемся с вещами мира до какого-либо их познания, осмысления, без понятий о них. Значит, как-то они нам даны. Как-то мы их поимели, по(н)яли.
А понятийное понимание требует особой работы. Вот мы с вами, говорит Х., ее и проделываем, на это нам целый курс лекций понадобился, не считая многовековой работы предшественников.

Reply


Leave a comment

Up