Итак, по итогам
Первой мировой, тактика пехоты воспринималась так.
Основой является пехотный взвод. Это минимальная тактическая единица, способная успешно вести наступательный бой и соединять в себе движение и огонь. Взвод состоит из отделений. Когда взвод сталкивается с вражеским сопротивлением, 1-2 отделения вступают с врагом в перестрелку, пытаясь подавить его и прижать к земле силой своего огня; а остальные отделения, под прикрытием дружественного огня, обходят очаг сопротивления с флангов и совершают охват, с целью последующего уничтожения противника.
Это взгляд зафиксированный в статье Лиддел-Гарта "The "Ten Commandments" of the Combat Unit" (1919).
[Лиддел-Гарт пишет, почему нельзя считать самостоятельной единицей отделение. Взвод - это первая структура, где встречаются все огневые средства, которые пехота может использовать, не теряя своей подвижности (т.е., винтовки, гранаты и ручные пулемёты; на уровне роты уже появляются станковые пулемёты, на уровне батальона - артиллерийские орудия, и т.д.). Отделение, по самой своей природе, не может быть разбито на меньшие единицы; следовательно, оно не может самостоятельно провести манёвр на окружение под прикрытием собственного огня. Без поддержки со стороны, само по себе, отделение может атаковать позиции противника только в лоб, что в современных условиях самоубийственно. Взвод может вести огонь на подавление - во взводе есть ручные пулемёты - и, одновременно, совершать обходной манёвр силами своих отделений, чтобы зайти врагу во фланг и в тыл.]
Именно такую картину мы видим в советском боевом уставе 1927 года (спасибо ВИФу за это):
"Организация пехоты предусматривает ячейки огневые, - в виде пулеметных отделений, и стрелково-ударные - в виде отделений стрелковых.
Стрелковые отделения, предназначаемые, главным образом, для ударного действия, используются для выполнения огневых задач на ближайших дистанциях, а также при недостатке пулеметов; стрелковые отделения находятся в постоянной готовности воспользоваться результатами огневого нападения для нанесения удара.
Указанное отнюдь не умаляет значения ружейного огня, усиливающего, а в известных случаях и заменяющего, огонь пулеметов.
Первым организационным соединением огневых и стрелково-ударных отделений является стрелковый взвод - наименьшая боевая единица, способная к сочетанию огневого и стрелково-ударного боя. (...)
Современный пехотный бой выливается в единоборство мелких боевых подразделений, а их успешные действия в конечном результате создают успех крупных частей. Это определяет боевое значение стрелкового взвода, важную роль его командира и значение боевой подготовки взвода. (...)
Общие основы боя пехоты.
Конечная боевая задача пехоты в наступательном бою - разбить противника в рукопашной схватке; в оборонительном бою - удерживая занимаемую местность, расстроить противника огнем и уничтожить контр-атаками.
Пехота, даже не поддержанная другими родами войск, должна, в случае надобности, уметь самостоятельно подготовить свой успех и огнем пробить себе дорогу к рукопашной схватке, для чего она имеет достаточно средств в своем огневом оружии.
Успех боя пехоты зависит от умелого применения ею движения, огня и их сочетания -- маневра.
Движение дает возможность пехоте:
а) передвигать в бою огневые средства для нанесения наилучшего поражения противнику;
б) довести стрелков на дистанцию рукопашного боя;
в) осуществить поражение противника в рукопашном бою, уничтожая его живую силу.
Огонь прикрывает движение, подавляя огневое сопротивление противника и сковывая его волю, чем дается возможность пехоте с наименьшими потерями сблизиться с противником для нанесения ему сокрушающего удара.
Маневр является сочетанием движения и огня.
Маневр заключается в выборе наиболее удобных в боевом отношении строев, направления и пути для движения, в организации такого взаимодействия между движением и огнем, которое обеспечивает наилучшее поражение противника огнем и наименьшие потери своей пехоты при движении.
Основой боевого успеха являются: внезапность, быстрота и решительность действий.
А. Движение.
Движение является наиболее важным элементом боевых действий пехоты.
Для осуществления своих задач пехота должна:
а) своевременно вступать в бой;
б) скрытым движением обеспечивать себя от излишних потерь; лучшее средство для этого - применение к местности и выбор соответствующих строев;
в) возможно быстрее и скрытнее выходить на исходное положение для атаки. (...)
Б. Огонь.
Целью огневого боя пехоты является достижение огневого превосходства над противником.
Сам по себе перевес в огне в различные моменты боя еще не означает победы; он нужен для того, чтобы пехота смогла без лишних потерь подойти вплотную к морально потрясенному противнику и вступить с ним в рукопашную схватку, прежде чем он успеет оправиться.
В наступлении пехота должна сочетать нарастание мощи своего огня с движением к противнику, развив наибольшую силу огня перед ударом и во время самого удара. (...)
В. Маневр.
Маневр есть сочетание огня и движения, организованное по определенному плану для наилучшего поражения противника с наименьшими потерями и возможно меньшей затратой времени и средств.
Всякий маневр должен производиться неожиданно (внезапно) для противника, скрытной быстро, чтобы противник не успел приготовиться к противодействию.
Целью маневра пехоты является охват или обход фланга (флангов) противника, а при невозможности этого - прорыв.
Охват- это действие по флангу противника с сохранением огневой связи между охватывающей частью и частями, действующими против фронта противника.
Обход - это действие по флангу или тылу противника какой-либо обособленной части без огневой связи о частями, действующими с фронта.
Прорыв - это действие, направленное против непрерывного фронта обороняющегося противника".
Дополнительное соображение - именно с уровня командира взвода начинается штатная связь. У командира взвода уже были отдельно выделенные посыльные (позже - радисты), которых можно было отправить вышестоящему командиру с донесением, не ослабляя этим огневую силу взвода. По идее, именно командир взвода мог запустить процесс превращения локального успеха в нечто большее, сообщив о своём успехе начальству. Командир отделения был такой возможности лишён. Даже если он умудрялся нащупать слабое место во вражеской обороне, ему приходилось либо отослать назад кого-нибудь из своих бойцов - которые были нужны ему на месте, в бою - либо ждать, когда до него доберётся посыльный от командира взвода. Понятно, что если у командира отделения был сигнальный пистолет, он мог подать заранее оговорённый сигнал, но это, всё-таки, не то.
Таким образом, именно командир взвода мог первым сочетать подвижную (за счёт манёвренных или "стрелково-ударных" групп), огневую (за счёт пулемётчиков) и информационную компоненту боя (за счёт наблюдателей и посыльных), и делать это одновременно.
***
Но всего за несколько лет ручные пулемёты развились и стали достаточно технологичными для того, чтобы спустить их на уровень отделения.
В итоге, минимальной боевой единицей стало отделение, которое теперь уже могло сочетать огонь и движение на своём уровне - "огневая группа" состояла из пулемётчика и прикрывавших его стрелков, а "манёвренная" - из остальных стрелков, которые под прикрытием пулемётного огня должны были скрытно подобраться к противнику с фланга.
Вот классическая картинка (из Википедии):
Вот
та же схема у
shadow_ru.
С моим образным мышлением мне хочется назвать эту схему "удар скорпиона" - скорпион как бы фиксирует жертву клешнями (пулемётным огнём) и вонзает в неё свой ядовитный хвост (манёвренную группу).
Естественно, для того, чтобы адаптировать тактику взвода к тактике отделения, пришлось кое чем пожертвовать, теперь количество огневых и манёвренных групп соотносилось, как 1:1; до этого считалось, что нужно хотя бы 1:2. [Фердинад Отто Микше, получивший своё военное образование в Европе сразу после Первой мировой, так и не смог к этому адаптироваться, и хотел иметь на самом нижнем уровне
не меньше двух манёвренных групп к одной огневой (т.е. не меньше трёх групп в отделении), потому что одна манёвренная группа, по его мнению, не смогла бы создать и использовать прорыв, даже несмотря на поддержку ручного пулемёта. А две уже смогли бы.] И в рамках того периода, о котором я говорю, у отделения так и не появилось нормальной связи, по чисто техническим причинам.
Что я хотел бы здесь сказать?
Идея отделения, построенного вокруг ручного пулемёта (1 шт.) и гранатомёта (изначально винтовки, стрелявшей ружейными гранатами), родилась в результате усвоения и развития опыта Первой мировой.
Именно так выглядели стрелковые отделения армий ведущих держав на момент начала Второй мировой.