Космоопера против хард-сай-фая-5 - урезание осетра

Apr 21, 2014 20:15

Перебирал я значит в памяти старые посты на эту тему, и вдруг понял - да это же практически реализовали до меня - Виндж со своими Зонами (Пламя над бездной, Глубина в небе, Дети неба). Если представить себе войну Медленной зоны против Края - это примерно оно и будет. Конфликт жанров, так сказать.
Почему, собственно, я тормозил и не хотел затрагивать эту тему - зон с разными физическими законами. Мне казалось, что она делает невозможной серьёзную войну - только локальные пограничные стычки. Это проблема "слона против кита" - победитель всегда определяется средой, где происходит бой.
Но позавчера я понял, как эту проблему можно обойти.

Итак. Чего не хватает у Винджа для моделирования "конфликта жанров"? Баланса. Край во всём круче Медленной зоны - в нём и звездолёты быстрее летают, и компьютеры быстрее считают. Соответственно, Переход точно так же во всём круче Края. О Безмысленной Бездне не говорим, она вообще вне игры.
А если замутить обратную зависимость? Предел плотности обработки информации растёт одновременно со снижением максимальной скорости передачи. И заодно возможности работы с энергией и веществом. Вы можете иметь сверхсвет, сверхэнергию или сверхразум - но не всё перечисленное вместе.

Как этого добиться? Тут спасибо Шумилу, подавшему прекрасную идею:

Я уже писал, что его Зоны - это моя Волна в статике. (Имеется в виду Волна из "Пеpеведи меня чеpез майдан" - Shumil) Только я пpодумал, чем это пахнет, откуда (физические) ноги pастут, а он - нет. Пpоведем pетpоанализ. Почему на Кpаю сложный комп возможен, а в центpе галактики - нет. Пpичина только одна - наpастание сбоев, вызванных квантовыми пpоцессами. (Квантоввые пpоцессы - это случайные, непpогнозиpуемые пpоцессы типа пеpехода электpона с одной оpбиты на дpугую, pаспада атомного ядpа, туннельного пpосачивания электpона и т.д.) Hа макpоуpовне это пpоявляется в понижении пpочности кpисталлов (металлы это тоже кpисталлы), наpастании кол-ва сбоев электpоники, pазpушении полимеpов и вообще сложных молекул. В конечном счете это все сводится к изменению скоpости энтpопийных пpоцессов.
Как с этим боpоться (на пpимеpе электpоники) - пpинять меpы, чтоб сбои на квантовом уpовне меньше сказывались. Т.е. увеличить токи, сделать толще пpоводники и изоляционные пpослойки. А это вызовет увеличение pазмеpов и тепловыделения, что в свою очеpедь вызовет уменьшение тактовой частоты и упpощение схем (кол-ва тpанзистоpов на одном кpисталле.) Типа того, что Пентиум пpидется pазнести на 100 кpисталлов, и вместо пеpсоналки получится ЕС-1066... :(
В биологии - то же самое, но очень замаскиpованно.

Теперь представим, что кролики - это не только ценный мех... В смысле, квантовые процессы - это не только сбои в тонкой электронике, но и возможность манипулировать свойствами вакуума. А свойства вакуума и скорость света - понятия очень близко связанные.
Если же внести в эту модель квантовую теорию сознания Пенроуза, то мы получаем на халяву и другой компонент - джедаев, они же псайкеры, они же ментаты и т. д. Ничего сверхъестественного - просто коллапс волновой функции наблюдением.
А также световые мечи и силовые поля, за которые спасибо уже led_off: здесь http://led-off.livejournal.com/154294.html и http://led-off.livejournal.com/208084.html достаточно подробно описан процесс.

Итак, что мы получим, приняв эти допущения? А получим мы совершенно чудный сеттинг.

1) Четвёртая зона или зона хаоса. Сверхвысокий уровень флуктуаций вакуума. Стабильное существование твёрдой материи невозможно. Разум может существовать только в виде "душ" - пакетов квантовых флуктуаций, направляемых силой воли. Некоторые души удерживают при себе материю, псевдотело, стабилизируя её своей волей - такие называются демонами. Расстояния и даже само время относительны - они зависят от восприятия. Типичный транспорт - собственное желание куда-либо попасть.

2) Третья зона, или зона фэнтези. Высокий уровень флуктуаций. Твёрдая материя уже может существовать, но машины сложнее арифмометра нерентабельны из-за постоянных скачков напряжения. Все разумные существа и многие животные обладают душами, мозг без души нефункционален. Расстояния уже реальны, но заклинание портала ещё является достаточно простым. Ближе ко дну зоны на планеты происходят регулярные вторжения демонов. В центре зоны путешествия осуществляются на эфирных кораблях - спелджеммерах. В верхушке зоны спеллджеммеры уже нужно делать герметичными, так как в космосе становится невозможно дышать. Да и вообще отчётливо попахивает стимпанком.

3) Вторая зона, или зона космооперы. Средний уровень флуктуаций. Электричество и ламповая электроника уже работают нормально, в середине зоны начинают работать транзисторы, ближе к верхушке - интегральные микросхемы. Души есть у большинства разумных, но уже не могут существовать в отрыве от биологического носителя. Появляются отдельные существа и целые расы, лишённые душ (мутанты, жертвы травм или искусственные организмы). Человеческий мозг является предельно компактной системой обработки информации - ничего существенно более сложного или более быстрого создать нельзя. Световой барьер уже существует, но его ещё достаточно просто сломать или обойти. Особо сильные души ещё могут творить магию, но всё-таки оперировать флуктуациями вакуума проще с помощью устройств, чем собственной волей. Ближе ко дну зоны распространены световые мечи, истребители начинают выть из-за сопротивления эфира, а остроносые корабли быстрее тупоносых (по той же причине). Ближе к верхушке зоны даже работают нанотехнологии (хотя ещё очень примитивные и нестабильные). Типичный транспорт - ближе ко дну безынерционные корабли, ближе к верхушке зоны - двигатели Алькубьерре и индуцированные червоточины.

4) Первая зона, или зона трансгуманизма. Низкий уровень флуктуаций. Возможны носители сознания, более компактные и более быстрые, чем человеческий мозг. Наличие души - скорее исключение, чем правило. Магия/сила/псайкерство почти не работает. Ближе к верхушке возможен сверхчеловеческий интеллект, но всё ещё ограниченный. У дна зоны работают двигатели Алькубьерре, в середине - микрочервоточины, стабилизированные полями Казимира, в верхушке - только червоточины звёздной массы.

5) Нулевая зона или зона сингулярности. Флуктуации отсутствуют как явление. Передача энергии и информации быстрее света в принципе невозможна ни в какой форме. Манипуляция гравитацией невозможна. Разумеется, никаких душ и никакой магии. Сверхчеловеческий интеллект не только возможен, но и повсеместно распространён. Многие планеты кажутся необитаемыми - в действительности они целиком состоят из компьютрониума, каждый атом представляет собой отдельный процессор. Звёзды - гигантские вычислительные центры, работающие на предельной скорости (потому и греются). Мысли местных обитателей непостижимы для более примитивных существ.

Три "человеческих" зоны являются чем-то вроде буфера - гигантской шахматной доской, где разыгрываются колоссальные по временным и пространственным маштабам партии между богами-демонами четвёртой зоны и богами-искинами нулевой. Биологические цивилизации - пешки в этой игре.

Допустим, главные герои ни о чём таком понятия не имеют. Они видят перед собой крошечный кусочек галактики, и уверены, что законы, действующие у них дома - единственно верные и нормальные законы. Это две относительно молодых цивилизации с общей материнской планетой (возможно, Землёй) - которая находится как раз на границе второй и первой зоны. Несколько тысяч лет назад они на досветовых двигателях разлетелись в разные стороны - один колонизационный корабль ушёл в зону космооперы, другой в зону трансгуманизма. Теперь они твёрдо намерены вернуть себе Родину.

трансгуманизм, фантастоведение, творчество, sovshsf, фантастика, космоопера, Квантовое зонирование, идеи, о себе

Previous post Next post
Up