0.
Далеко позади осталось последнее дерево, растущее вдоль Чуйского тракта, теперь в округе - только степь. 887 км от Новосибирска и всего лишь 100 км от Акташа в сторону Монгольской границы - и другой мир: здесь не видно ни одного дерева, ни одного цветочка, лишь изредка встречаются обглоданные пучки иссохшей травы. Выжженная земля. Я с удивлением оглядываюсь: что за место такое диковенное: многочисленные дома - без привычных высоких крыш, за рулем автомобилей - почти всегда женщины, а мужчины - на лошадях. Знакомьтесь: мы приехали в поселок Кош-Агач.
1.
2.
Неспроста в переводе с казахского языка «кош-агач» означает «последнее дерево»: здесь, в межгорной котловине на высоте почти полторы тысячи метров над уровнем моря, зафиксирован абсолютный температурный минимум -62 градуса по Цельсию в зимнее время и абсолютный максимум +38 градусов летом. Поселок Кош-Агач часто называют «полюсом холода». И это при почти полном отсутствии осадков - в Кош-Агаче за год выпадает всего лишь до 110 мм осадков в год. Район Чуйской степи считается самым засушливым районом не только Алтая, но и России. Кто же выживет в таких условиях? Только человек. Учитывая суровые климатические условия, район Кош-Агача включен в перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Приглядевшись внимательнее к постройкам поселка, я поняла, что кровля-то у них есть, но крыши - плоские: при таком количестве осадков делать крыши скатными не целесообразно, если только ради красоты, хотя в последнее время дома с полномасшабными крышами стали в поселке строить.
3.
Здесь живут казахи и алтайцы (50/50). Их основные занятия - скотоводство: козоводство, овцеводство, коневодство, верблюдоводство там, где это возможно - в горах, вблизи небольших озер, которые имеют, в основном, термокарстовое происхождение и возникают по мере таяния многолетней мерзлоты. В Кош-Агачском районе до сих пор производят настоящий кумыс для ежедневного употребления. Мы побывали на настоящей кумысной ферме, куда поездку нам организовал Аманжол Сахарьянов - житель Кош-Агача:
4.
Детвора, как и везде, веселая, озорная, маленькие девочки - обязательно с огромными капроновыми бантиками (кстати сказать, с такими же бантами я видела именно маленьких девочек и в Киргизии, и в Таджикистане):
5.
Фото Дмитрия Борисова
6.
7.
8.
В Кош-Агаче есть небольшой базарчик и отличный магазин, где можно купить монгольские изделия из верблюжьей шерсти. Из этого магазина никто без покупки не уйдет! Мы с Дашей изо всех сил сдерживали друг друга - так много хотелось купить для себя и для родных:
9.
Аманжол познакомил нас с мастерицами войлочных ковров - теплых, красивых, не пропускающий ветра. На Восточном Памире такие ковры изготавливают из шерсти яка. Такой валяный ковер делается долго, а узор, который кладет мастерица, древен, семантика его сложна и запутана в веках - она говорит о вечности, неуничтожимости жизни, о том, что снова будет лето, и станут богатыми пастбища и сытыми яки, и будет благословенным дом… А здесь, наверное, такие ковры делают из верблюжьей шерсти. Очень хотелось купить домой эту красоту, но побоялась… моли:
10.
Фото Дмитрия Борисова
11.
12.
13. Семья Аманжола:
Через 50 км после Кош-Агача находится российско-монгольская граница. Но там я еще не была. Кош-Агач является последним населенным пунктом на Чуйском тракте, который я посетила во всех своих путешествиях по Алтаю. В моем мироощущении Чуйский тракт - это транспортный «хребет» всего Горного Алтая. В своих записках я «проехала» почти по всему этому «хребту», «остановилась», где это было возможно, и рассказала об этих местах. А дальше…
А дальше мне бы хотелось «прокатиться» по «ребрышкам»: побывать на Джумалинских ключах и предпринять попытку добраться до Плато Укок, с восторгом от страха скатиться с перевала Кату-Ярык, чтобы увидеть «грибы» в долине реки Чулышман, насладиться цветением Степи и золотой осенью на горе Сайлюгем, искупаться в Телецком озере и озере Голубом в районе ледника Актру, побродить в окрестностях Чемала, на рассвете наслушаться песен и насмотреться танцев лебедей на Светлом озере. И еще, и еще, и еще…
Обо всем этом читайте в моих будущих записках.
Алтайцы - обобщенное название тюркоязычных народов Алтая, таких как телеуты, теленгиты (телесы), кумандинцы и тубалары. Проживают, главным образом, в Республике Алтай. В монгольских источниках при династии Северной Юань упоминалось название тэлэнгид аймаг. В XIX веке исследователямибыли выделены две территориальные группы алтайцев - северные алтайцы - кумандинцы, челканцы, тубалары и южные алтайцы - алтай кижи, теленгиты, телеуты. Они отичались друг от друга по месту преимущественного расселения, по особенностям хозяйства, быта, социально-административного устройства, по времени и условиям вхождения в состав российского государства, по антропологическому типу и диалектам языка. Этническая культура южных алтайцев складывалась на основе кочевого и полукочевого скотоводства, у северных алтайцев она вырабатывалась в течение столетий на основе пешей охоты, таежного рыболовства, мотыжного земледелия и сбора дикий съедобных растений, где скотоводство играло подсобную роль. По антропологическому типу южные алтайцы относятся к центрально-азиатской группе, серные - к уральской группе населения Сибири.
Язык коренных народов Алтая относится к тюркской группе алтайской семьи языков. Диалекты северных алтайцев входят в уйгурско-огузскую группу, а южных алтайцев - в кыпчакскую группу тюркских языков.
В конце XX века произошли изменения в этнополитической структуре алтайцев. В 1992 году телеуты и кумандинцы получили статус коренных малочисленных народов Российской федерации. В 2000 году такой статус получили челканцы, тубалары,теленгиты.
По всероссийской переписи 2002 и 2010гг. численность коренного населения Алтая составила:
Алтайцы (челканцы, тубалары, теленгиты):
2002г. - 72058 чел.
2010г. - 74238 чел.
Кумандинцы:
2002г. - 3114 чел.
2010г. - 2892 чел.
Село Кош-Агач было основано в 1801 году русскими купцами и стало активно развиваться в 1820-1840-х гг. Практически, вся история села связана с развитием культурных и экономических отношений между Алтаем и Монголией, входившей до 1880-х гг. в состав Китайской империи. Кош-Агач являлся, по сути, последним пунктом скопления товара на пути в Монголию и Китай. Поэтому село росло и развивалось как торговый центр юга Горного Алтая.
Источники дополнительной информации:
http://xn----7sba7adklhjup3a.xn--p1ai/naselennye-punkty/kosh-agach-selo.html,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%86%D1%8B Мои рассказы про путешествия на Алтае:
-
1. Вместо предисловия… АЛТАЙ-
2. «Ты помнишь, как все начиналось?»_АЛТАЙ-
3. Утро счастья_АЛТАЙ-
4. Встреча с Катунью_АЛТАЙ -
5. Слияние Чуи и Катуни_АЛТАЙ-
6. Белый Бом_АЛТАЙ-
7. Звезды и лошади Акташа_АЛТАЙ-
8. Тыдтуярык - тополиное ущелье_АЛТАЙ-
9. Кош-Агач - «Последнее дерево»_АЛТАЙ-
10. Самое последнее дерево_ АЛТАЙ-
11. Хребет и ребрышки_Ребрышко 1. Степь_ АЛТАЙ-
12. К Теплому Ключу…_АЛТАЙ-
13. Дорога назад… Кордон «Кур-Кечу»_АЛТАЙ-
14. Сердце Азии - озеро Телецкое_АЛТАЙ-
15. Лебединое озеро_АЛТАЙ-
16. Квартет сезонов. Раздел 1. «Зима». Актру - Белое стойбище. Часть 1. Дорога в ущелье_АЛТАЙ-
17. Квартет сезонов. Раздел 1. «Зима». Актру - Белое стойбище. Часть 2. Восхождение_АЛТАЙ-
18. Квартет сезонов. Раздел 2. «Весна». Чемал - Муравейник_АЛТАЙ-
19. Зима в Чемале_АЛТАЙ-
20. Квартет сезонов. Раздел 3. «Лето». Чулышман - Речища. Часть 1. Красные ворота - Кату-Ярык_АЛТАЙ-
21. Квартет сезонов. Раздел 3. «Лето». Чулышман - Речища. Часть 2. Каменные грибы _АЛТАЙ-
22. Квартет сезонов. Раздел 3. «Лето». Чулышман - Речища. Часть 3. Водопад Учар _АЛТАЙ