0.
2009 год.
Все начиналось довольно обыденно: очень хотелось отдохнуть. Ну ОЧЕНЬ! Даже Даша (моя дочь) была готова прогулять недельку своих лекций. Но времени на поиск разумного, интересного, доступного по деньгам отдыха не было. Как это и бывает обычно, решение пришло, откуда не ждали - из Новосибирска. Мой старинный байкальский приятель Дима Борисов организовал фото-тур, а вернее, мастер-класс со своим знакомым американским французом - фотографом Оливье Рэнком (Olivier Renck) по Горному Алтаю. Я тогда и слова такого не слышала - «фототур»! Но магические слова «М-52» произвели впечатление не только на меня, но и на Дашу. В итоге на мой вопрос дочери: «Так куда - на Канары или в Горный Алтай?» ответ был очевиден - мы едем на Алтай! В планах поездки - проехать через весь Алтай, к границам четырех государств - перевалу Теплый Ключ.
Рано утром на очень оптимистической ноте (льет дождь! : -)) ) наше путешествие начинается в Новосибирске. Но все знают: дождь в дорогу - хорошая примета!
Действующие лица и исполнители:
10 человек - 3 члена экипажа (Денис, Ксения, Виталий) и 7 туристов (Дима, еще Дима, Саша (в смысле Александра), Злата, Оливье, Даша (моя дочь) и я). Все с фотоаппаратами, кучей объективов и прочим фотографическим (и не только) разноцветным скарбом. Едем двумя машинами Мицубиси DELICA.
1.
2.
На сегодня обещана дооолгая дорога - нам надо доехать за ближайшие 2 дня до Акташа (для получения разрешения Оливье на пребывание в приграничной территории) и Кош-Агача (для получения разрешения всем остальным). А это около 900 км от Новосибирска.
В первый день буквально «пролетели» Бийск, Сростки, где ненадолго остановились закусить знаменитыми пирожками с картошкой, сдобренными хреновиной, Памятный знак от имени Республики Татарстан (послание Потомкам) и дальше, дальше.
3. На базарчике в Сростках
4. На базарчике в Сростках
5. Памятный знак от имени Республики Татарстан
6.
После ночного перелета из Москвы от монотонного движения по Чуйскому тракту в теплом уюте Делики отлично спится. И не только нам с Дашей.
7.
Фото Дмитрия Борисова
Лишь иногда мы с Дашей просыпаемся, чтобы через запотевшее окошко машины увидеть мелькающие золотые березы и лиственницы, и опять проваливаемся в дрему. И пока мы спим, я расскажу про дорогу, по которой мы едем:
М-52 - это Чуйский тракт, освоение которого началось во второй половине 18 века, когда русские купцы достигли Чуи и Курайской степи. В это время Чуйский торговый путь представлял собой горную тропу, передвигаться по которой было возможно только верхом. Но по мере развития торговли во второй половине 19 века возник вопрос о необходимости удобной дороги по Чуйской долине. Серьезное строительство на Чуйском тракте началось в 1901 году, когда к работам были привлечены крестьяне близлежащих деревень и сел. К середине 1903 года строительство дороги, по которой было возможно передвигаться на телегах, было завершено на протяжении от Онгудая до Кош-Агача. Но восстановительно-ремонтные работы по ее поддержанию в дееспособном состоянии были возобновлены лишь в 1922 году, после Первой мировой войны, революции и Гражданской войны. Из нескольких рассматриваемых направлений Чуйского тракта был выбран Катунский вариант, который значительно сокращал путь до советско-монгольской границы. В 30-х годах вдоль тракта на расстоянии 15-20 км строились концентрационные лагеря, куда ссылались раскулаченные сибирские крестьяне, ставшие дорожными строителями. В 1934 году заключенными был построен крупнейший в России наплавной понтонный мост. В 1935 году построены мосты через Бию в Бийске и через Ишу, мост через Катунь у села Усть-Сема. Вскоре было завершено строительство Ининского первого в мире двухкабельного висячего моста через Катунь, спроектированного С.А. Цаплиным. Чуйский тракт на всем протяжении от Бийска до Ташанты был сдан в эксплуатацию 1 января 1935 года. В последующие годы проводился ремонт тракта, замена деревянных мостов железобетонными. В 1984 году пущена в строй новая дорога через перевал Чике-Таман, считавшийся одним из самых сложных и опасных участков на Чуйском торговом пути. Название «Чике-Таман» происходит от алтайских «Чике» - прямая, «таман» - подошва, то есть «плоская подошва». Высота перевала Чике-Таман составляет 1460 м, занимает второе место после Семинского, однако из-за своей крутизны он кажется значительно более высоким.
8. Вид с перевала "Чике-Таман":
Но вот мы с Дашей потихоньку просыпаемся. Чувствуется, что дождь усилился. Но мы все едем и едем.
9.
Фото Даши Горшениной
Уже в полной темноте за перевалом Чике-Таман остановились на ночевку, преодолев около 680 км из Новосибирска. Съехав с Чуйского тракта, мы стали лагерем на полянке, габариты которой в темноте не просматривались. Дождина, ветрина, холодина. Шумит ручей (или река?). Вместо того, чтобы в тепле машины спокойно дождаться, пока решатся все организационно-хозяйственные вопросы, я бестолково мыкаюсь по полянке, пытаюсь помочь Денису и Виталику ставить палатки и вообще безвозмездно раздаю дельные советы. Виталик с грустью посмотрел на мои насквозь промокшие городские кроссовки и говорит: «Галя, а у тебя есть обувка посерьезнее? Дальше по дороге может быть снег. Надо будет тебе галошки купить в Кош-Агаче». Успокаиваю его, что есть ботиночки треккинговые - в чемоданчике.
К тому моменту, когда палатки установлены, чайник вскипел, ужин роздан, я окончательно промокла и замерзла. Погрев руки о чашку с горячим чаем, укладываюсь спать. Мне выдали спальник, самый теплый из имеющихся у организаторов (своим в то время я еще не обзавелась), каремат, кажется, даже два. В общем-то, я знакома со спальниками и палатками, но, по правде говоря, это было относительно давно. В последние лет 10 все-таки туризм у меня был комфортный. И спать я привыкла на своей подушке и на своей кровати! Как же можно уснуть на жестком? Голове холодно (где моя шапка?). Надета ли шапка у Даши? Надень немедленно! Нос замерз. Попа тоже. Ноги мокрые, холодные. Неужели вот так сразу? За что? Куда я попала? Куда потащила ребенка? Умею я находить приключения! Караул! Спасите! Помогите! От отчаяния хочется рыдать. Но тут слышу хохот. Звонкий, заливистый. Кто так смеется заразительно? Да это же я! В ответ тут же слышу такой же хохот из соседней палатки! Я не одинока в своем смешливом отчаянии! Какое счастье! И сразу полегчало. Но ночью все равно почти не спала, то ли полусон, то ли полудрема. Шумит река (или ручей?). Шелестит на ветру палатка. Идет дождь или это уже снег?..
Очнувшись утром из своего полуобморочного - полубредового состояния, долго боялась выглянуть из палатки, понимая, что от того, что я увижу, зависит весь мой дальнейший отпуск. И Дашины «каникулы».
Но от судьбы не уйти. Собравшись с мужеством, решительно откидываю полог палаточного тента и высовываю голову наружу...
Поездка была организована Altai Discovery Team (
http://www.altaidt.com/ru).
Мои рассказы про путешествие на Алтае:
-
1. Вместо предисловия… АЛТАЙ-
2. «Ты помнишь, как все начиналось?»_АЛТАЙ-
3. Утро счастья_АЛТАЙ-
4. Встреча с Катунью_АЛТАЙ -
5. Слияние Чуи и Катуни_АЛТАЙ-
6. Белый Бом_АЛТАЙ-
7. Звезды и лошади Акташа_АЛТАЙ-
8. Тыдтуярык - тополиное ущелье_АЛТАЙ-
9. Кош-Агач - «Последнее дерево»_АЛТАЙ-
10. Самое последнее дерево_ АЛТАЙ-
11. Хребет и ребрышки_Ребрышко 1. Степь_ АЛТАЙ-
12. К Теплому Ключу…_АЛТАЙ-
13. Дорога назад… Кордон «Кур-Кечу»_АЛТАЙ-
14. Сердце Азии - озеро Телецкое_АЛТАЙ-
15. Лебединое озеро_АЛТАЙ-
16. Квартет сезонов. Раздел 1. «Зима». Актру - Белое стойбище. Часть 1. Дорога в ущелье_АЛТАЙ-
17. Квартет сезонов. Раздел 1. «Зима». Актру - Белое стойбище. Часть 2. Восхождение_АЛТАЙ-
18. Квартет сезонов. Раздел 2. «Весна». Чемал - Муравейник_АЛТАЙ-
19. Зима в Чемале_АЛТАЙ-
20. Квартет сезонов. Раздел 3. «Лето». Чулышман - Речища. Часть 1. Красные ворота - Кату-Ярык_АЛТАЙ-
21. Квартет сезонов. Раздел 3. «Лето». Чулышман - Речища. Часть 2. Каменные грибы _АЛТАЙ-
22. Квартет сезонов. Раздел 3. «Лето». Чулышман - Речища. Часть 3. Водопад Учар _АЛТАЙ