Чаронда. Исчезнувший город

Mar 20, 2023 19:01

Иногда смотришь на карту и вдруг в стороне от городов и трасс видишь какое-нибудь залипательное название и понимаешь, что тебе туда обязательно надо. Мы уже так побывали, например, в Лютых болотах и Старухином урочище. И тут на границе Вологодской и Архангельской областей, где нет дорог, а вокруг непроходимые топи, обнаружилось дивное название Чаронда. Ну как было туда не съездить?

Отправились мы в Чаронду на длинные февральские праздники. Путь был долог. Базой назначили Кириллов, где забронировали квартиры на три ночи.

Стартовали рано утром 24 февраля. Дорог в Чаронду нет, добраться до неё можно только на лодке летом или снегоходах зимой. Ещё в Интернете можно найти пару отчётов, как народ добирался по льду на машинах.

(фото 2009 год, автор Тетерчев Дмитрий Александрович )

Мы же решили идти на лыжах. По прикидкам получался путь по озеру Воже километров в 26 туда-обратно.

Планировали идти как-то так, но всё пошло не по плану.

От Кириллова до урочища Липовка, откуда мы хотели стартовать на лыжах, сто с лишним километров. Свой Ларгус, от которого в обильных снегах было бы мало толку, мы оставили в Кириллове, утрамбовались вдесятером в две проходимые машины - Tiger и Дастер, лыжи привязали на багажник и отправились в путь.

Сначала проехали немного по трассе Вологда - Вытегра (А 119), а километров через двадцать свернули на тупиковую дорогу, ведущую строго на север. Вскоре после нашего поворота на урочище Липовка, эта дорога обрывается недалеко от озера Колозерка.

Удивительно, но при всей удаленности и труднодоступности этой местности, деревни, встречающиеся нам по дороге, были вполне живые. По улицам ходил народ, в деревнях были магазины, в населенных пунктах побольше типа Чарозера имелись даже школы, дома культуры, отделения связи. Во многих деревнях сохранились старые деревянные дома, по северному большие, с пришитой к ним хозяйственной частью.

Места тут - сплошные болота да озёра. Самое большое из них - Воже. Воже - озеро мелководное, при площади 422 км² средняя глубина всего 0,9 метров, наибольшая - 5 метров. Считается очень рыбным, в нём водятся плотва, окунь, щука, язь, лещ и другие виды рыб.

(фото 2016 год, автор Шелковников Евгений Анатольевич)

Наверное, именно рыбачьи машины с прицепами в большом количестве были припаркованы около поворота на урочище Липовка. Или здесь был какой-то слёт любителей снегоходов. Дальше в сторону шла укатанная снегоходами дорога и мы рискнули поехать. Но ехали недолго, Tiger конкретно завяз в снегу. Удалось откопаться.

До озера мы не доехали два с половиной километра. Снегоходная дорога, по которой, как потом оказалось, на машинах никто не ездит, свернула прямиком в болото. По болоту мы ехать не решились, так наш путь на лыжах удлинился ещё на пять километров.

Встали на лыжи.

Со свежими силами незаметно доехали до урочища Липовка. На февральские выходные в рыбацкой деревне было оживленно.

Фото участников в начале пути по озеру.

По озеру шли долго, лыжники из нас ещё те. Каждые два с половиной километра делали привал, ждали отстающих.

С погодой нам не то чтобы не повезло, наоборот, скорее даже подфартило - лёгкий морозец не давал снегу прилипать к лыжам, солнце не слепило глаза, сильного ветра не было, но вот фотографии получились тускловатыми и маловыразительными.

Часа через четыре на горизонте появился силуэт храма. Вот она, вожделенная Чаронда!

В Чаронде уже восемь лет, как никто не живёт. Приезжают только на лето, да иногда рыбаки заглядывают. Правда, к одному из домов дорожки были расчищены. Одна из участниц нашего похода видела как из дома вышел рыбак с волокушами и ушел на озеро.

Остальные дома и единственная улица были завалены снегом, где не было видно ни единого следа, ни человечьего, ни звериного. Тишина и безлюдье.

Некоторые дома ещё крепкие.

В другие сквозь пустые окна и прохудившиеся крыши летит снег.

Электричества в деревне давно нет.

Ветер гуляет в заброшенном храме, дует на остатки фресок.

А бывшие жители Чаронды смотрят на непрошенных гостей со своих портретов на засыпанном снегом кладбище.

Сейчас в это трудно поверить, но когда-то Чаронда была городом. Здесь, в Чарондской округе, в которую входило 480 деревень, жило около 14 тысяч человек. Во времена Ивана Грозного в Чаронде был построен гостиный двор, но 1610-е годы, во времена Смуты, Чарондская округа была разорена. Предположительно, в то же время был уничтожен Гостиный двор.

Чаронда выгодно стояла на Беломорском пути: из Шексны, десятками волоков и малых озер, купцы и искатели новых земель попадали в Воже, а оттуда - в Онегу и на Белое море. Уже начиная с Х века Чаронда стала важным перевалочным пунктом на этом пути.

В 1775-1776 годах Чаронда потеряла статус города. В 1776 году, уже как село, Чаронда была включена в состав Кирилловского уезда Новгородской губернии и находилась в его составе до 1918 года, исключая краткий период с 1798 года по 1802 год, когда она относилась к Белозерскому уезду.

В 1828 году в Чаронде была построена каменная Иоанно-Златоустовская церковь с колокольней, имевшая три престола. Колокольня до наших дней не сохранилась, сама церковь ныне стоит в руинах и нет надежды, что её когда-нибудь восстановят.

Хотя в храме до сих пор сохранились фрески.

Такие дела.

В советские годы в Чаронде была почта, школа, магазин, рыбацкая артель.

Для меня стал удивительным тот факт, что в 1930 годы Чаронда относилась к Ленинградской области, был даже Чарондский район на самой окраине той огромной Ленинградской области, которая в те годы охватывала почти полностью нынешние Новгородскую и Псковскую области, а также часть Карельских и Вологодских земель.

Ещё в 2007 году в Чаронде жило восемь человек, но в 2015 году умер последний житель, Першаков Алексей Александрович. Председатель Чаронды, как он себя называл.

Так что вся былая слава у Чаронды осталась в прошлом, впереди лишь годы забвения.

Но в таких затерянных среди бездорожья деревнях, где все эти почерневшие от времени избы и сыплющиеся храмы - всё это каким-то образом заставляет задуматься о смысле жизни, о том, кто здесь как жил и о своей жизни тоже.

Из Чаронды мы уходили с приближением сумерек.

Обратно по Воже шли при свете фонариков, у кого они имелись, или ориентировались на силуэт впереди идущего, у кого фонарика не было.

К рыбацким домикам мы, совершенно измочаленные, вышли уже в полной темноте. Самая большая радость была, когда рыбаки вынесли нам воды и кипятка. «Девять дятловцев» - прозвали они нас.

В Кириллов прибыли за полночь. Запоминающийся получился лыжный поход! Не такой эпичный, как четыре года назад в Вепсском лесу, но всё же.

Использованы фотографии Иры Васильевой, Татьяны Никульниковой, Сергея Юрчило, Виктора Попова.

Другие посты об исчезнувших городах: