Учёба должна уметь быть неинтересной

Nov 30, 2015 15:02


Хочу обсудить в группе диалог А.М. Лобка и П.В. Шиварёва.  Пару недель назад делал пост в группе точно на эту же тему http://freeedu.livejournal.com/999920.html и был безжалостно заклёван. Частично списываю это на неудачную подачу материала. А теперь педагог-новатор и философ, кандидат философских наук и доктор психологических наук, профессора ( Read more... )

поиск единомышленников, теория, будущее образования

Leave a comment

Comments 63

nadya_kalinka November 30 2015, 13:28:56 UTC
Возник вопрос - почему возможность подвига авторы -педагоги связывают только с решением задач, поставленных другим человеком (якобы они по умолчанию трудны и неинтересны)? Разве постигая то интересное, что выбрано самостоятельно, человек/ребенок лишен возможности подвига? Разве в той же компьютерной игре нет места подвигу, как расширению собственных возможностей (не мог пройти определенный уровень, а потом взял и прошел)?

Reply

karatunov November 30 2015, 13:45:49 UTC
Если ребенок что-то выбирает, то 99% это ему интересно.
Пример про игру туда же. В игру ребенок играет т.к. ему интересно.
Комп игры вообще извращают понятие подвига. Никому не советую их.

Reply

nadya_kalinka November 30 2015, 13:50:41 UTC
Возможно, мы о разных подвигах... Для меня подвиг - любой выход за границы, расширение навыков, обогащение, рост. Не важно по внутренним или внешним причинам. Для меня лично больше интересны внутренние мотивы на сейчас.

Что вы понимаете под подвигом, применительно к образованию? Для чего полезен именно такой подвиг на ваш вгзляд?

Reply

karatunov November 30 2015, 13:54:38 UTC
Прочтите текст по ссылкам. Лучше чем там - я точно не скажу.

Reply


algana November 30 2015, 13:30:01 UTC
ссылка на фейсбук не работает... можно ли прочитать где-то (как-то) еще?

Reply

karatunov November 30 2015, 13:42:21 UTC
Обновил публикацию - дал ссылки на свой блог.

Reply

algana November 30 2015, 20:28:12 UTC
спасибо) мне было действительно интересно это прочитать. в целом подобная позиция мне симпатична, однако это все лишь одна грань многогранного процесса образования и обучения и особенно ее педалировать считаю излишним и странным)))
а про подвиг - уж совсем какая-то пафосная патока, имхо)
у кого на мой взгляд настоящий подвиг, так это у родителей тех детей, кто на ДО по необходимости...

Reply


elena_zamytkina November 30 2015, 15:51:46 UTC
Давайте не будем забывать, что у советских, а позже российских исследователей и педагогов-новаторов не было фактического материала для изучения детей, познающих мир не через "подвиг", а через "интерес". Поэтому все выводы относительно невозможности или нерезультативности такого подхода основываются на изучении "сферического коня в вакууме". Между тем как в мире существуют страны, в которых анскулинг признан официально. И там за много лет наблюдений за большим количеством анскулеров исследователи признали, что познание через "интерес" результативно, причем часто намного более результативно, чем через "подвиг", и вырабатывает нужные качества характера гораздо проще и быстрее. На нашем сайте есть много историй выросших анскулеров. Вот здесь можно почитать об исследовании Питера Грея http://freeedu.livejournal.com/735442.html

Reply

canguro_e November 30 2015, 16:19:41 UTC
"Давайте не будем забывать, что у советских, а позже российских исследователей и педагогов-новаторов не было фактического материала для изучения детей, познающих мир не через "подвиг", а через "интерес"."

Это почему? Я училась в обычной школе, в маленьком городе, могу утверждать, что большинство знакомых училось именно через "интерес". Никаких воспоминаний про "подвиг" особо нет. Тоже самое могу сказать про мужа, учившегося совсем в другом городе, в спец. лицее, про своих родителей. Аналогично большинство однокурсников. Не у всех учившихся в советское время учеба ассоциируется только с "надо".

Reply

elena_zamytkina November 30 2015, 16:28:02 UTC
Наличие программы само по себе подразумевает слово "надо". Никто не говорил в школе детям: "Ребята, занимайтесь чем хотите". В чем тогда смысл школы? Анскулинг - это полное отсутствие программы. Ребенок занимается только тем, что ему интересно, и в том объеме, в котором ему интересно. В этом сообществе огромное количество детей на домашнем обучении, но даже среди них настоящих анскулеров исчезающе мало. А уж в школе их по определению не может быть.

Reply

canguro_e November 30 2015, 16:55:03 UTC
Конечно, в школе без программы не бывает. Но "надо" не исключает наличие "интереса". Было довольно много школ и учителей, умевших вызывать и поддерживать интерес. Именно поэтому я усомнилась в отсутствии фактического материала.
Про "настоящих анскулеров" ничего не могу сказать, я поняла, что речь идет о семейном обучении в более широком смысле. У всех моих знакомых ребят на СО есть список предметов, которые надо сдать, есть даже список задач, которые будут на контрольной :) Так что программа и "надо" у хоумскулеров присутствует.

Reply


a_quamarin_a November 30 2015, 16:10:18 UTC
Насколько я поняла из текста - человек рассуждает о хоумскулинге, не имея опыта такового. Он создал в своем воображении некий собирательный образ хоумскулера и пытается анализировать его достоинства и недостатки, давать советы... Какие-то теоретические подвиги... и прочее бла- бла. Давным давно известно, что лучшее воспитание - это личный пример. Родители сами должны быть такими, какими стремятся воспитать своих детей. Подвиг нужно начинать с себя. Это что касается подвига ( ... )

Reply

karatunov November 30 2015, 17:20:02 UTC
Полностью согласен с комментарием. Кроме последнего абзаца. Мозг человека стремится экономить ресурсы. Ребенок скорее займется чем то более простым если столкнется с серьёзной трудностью. 9 раз из 10.

Reply

a_quamarin_a November 30 2015, 17:26:12 UTC
Это тоже имеет место быть. Но школа глобально не решает этой проблемы.

Reply

elena_zamytkina November 30 2015, 17:27:14 UTC
Мне все же очень интересно, на чем вы основываете этот свой вывод.

Reply


agnidzorziazan November 30 2015, 16:30:55 UTC
У каждого подхода к детскому образованию, есть свои научные доказательства подтверждающие "право на жизнь".
Мне такой подход не интересен и не близок. Каждый выбирает то, что отзывается у него...

Reply

rodedendron November 30 2015, 20:46:06 UTC
Абсолютно согласна. Странно лишь, что топикстартер так уверен, что его рецепт подходит всем. Мне не подходит.

Reply

far_for_fur November 30 2015, 21:23:29 UTC
он ведь и рецепт свой скрывает. где рецепт?

Reply

muzaofimmortal December 1 2015, 07:49:21 UTC
Набивает цену :)

Reply


Leave a comment

Up