Хочу развести эти понятия, т.к. непонимание разницы будет приводить к существенным ошибкам. И конечно же, мне понадобится помощь коллег в этом сложном вопросе. Буду благодарен за конструктивные комментарии.
Причина поиска различий хотя и не лежит на поверхности, но для моей образовательной парадигмы очень важна. Выдержка и самоконтроль - два ключевых качества характера, которые необходимо тренировать с детства. Вы же хотите, чтобы ваши дети были самостоятельными и ответственными?
Итак, два способа выучить таблицу умножения:
1. В игровой форме, с зайчиками и пиратами, с криками "Урааа" в случае правильного ответа, в большой компании детей и учителем в роли аниматора-приколиста.
2. Перевернуть тетрадь в клеточку(а может таких тетрадей уже сейчас и нет?) и заучить таблицу наизусть. Воспользоваться комп. тренажером и решить 100500 примеров на умножение. Без зайчиков и пиратов и без подглядывания в ответы.
Результат будет одинаковый, но во втором случае, кроме академического знания, ребенок получил небольшой level up в двух важнейших качествах характера - выдержке и самоконтроле (см. работы Селигмана, Питерсона, Ли Дакворт).
ИНТЕРЕСНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - на основе существенных ЛИЧНЫХ усилий ребенок достигает пороговой компетенции в чем-либо и перед его глазами открывается совершенно новый - ИНТЕРЕСНЫЙ мир.
Это и будет мотивацией ребенка в стремлении к новым знаниям в дальнейшем.
ПрИкОлЬнОе ОбРаЗоВаНиЕ - основано на привлечение непроизвольного внимания мультимедийными средствами, спецэффектами, эмоциональным вовлечением, групповой динамикой.
Яркий пример тотального ПРИКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - система Жохова (могу ошибаться!).
У ПРИКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, кроме главного недостатка - пропуск тренировки выдержки и самоконтроля, есть еще проблема - у ребенка развивается клиповое мышление. Теперь без танцев преподавателя, экрана с пиратами в голову уже ничего не лезет. Более того, непроизвольное внимание не бездонный сосуд - наступает момент, когда пираты поднадоедают и комп. игры выигрывают конкуренцию. Может поэтому система Жохова не пошла дальше начальной школы?
Конечно же, было бы грубой ошибкой полностью исключить ПРИКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ из жизни ребенка. Мое оценочное мнение - соотношение ПРИКОЛЬНОСТИ и ИНТЕРЕСНОСТИ в образовании должно быть примерно такое:
0-3 года 10:0
3-5 лет 8:2
5-7 лет 5:5
7-9 лет 2:8
10 лет и далее 1:20 ПРИКОЛЬНОСТЬ почти не нужна - ИНТЕРЕСА столько, что ребенка уже не остановить. Нейропсихологи, поправьте меня если ошибся.
Есть объективные причины, из-за которых ИНТЕРЕСНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ практически невозможно осуществить в обычных нынешних условиях. Школа, в основном, и не интересна, и не прикольна. Она не только через пень колоду дает знания, но и практически убивает в ребенке тягу к ним. И почти весь нынешний детский образовательный тренд (в том числе альтернативный) - ПРИКОЛЬНЫЙ. Родители умиляются, когда видят, что ребенку нравится учиться и это очень хорошо сказывается на монетизации.
Под таким углом зрения обязательно встанут вопросы границ применимости игрофикации в детском образовании.
Не вижу пока другого способа для детского ИНТЕРЕСНОГО ОБРАЗОВАНИЯ как создания правильной среды, основные черты которой я описывал раннее:
https://www.facebook.com/karatunov.igor/posts/10206080327419602