Эти живописные холмы стали 26-27 июня 1941 года полем боя между немецкими танками и скопившимися на станции Красное Знамя эшелонами, в число которых входил
учебный бронепоезд 76 полка 3 дивизии НКВД. Сами
события я подробно описывал, сейчас же сконцентрируюсь на местности.
Командир бронепоезда,
старший лейтенант Кононенко, так описывал ситуацию:
…Не доезжая 2 км до ст. Красное Знамя база остановилась. Я послал разведку выяснить причину остановки, оказалось, что ж.д. путь в двух местах взорван, и впереди баз-73-76 стоит БЕПО 58 полка НКВД 9 дивизии и зенитный полк. Это было в 23.00 26.6.41 г. В это время по шоссе Минск-Борисов шли танки, давая сигналы ракетами. Полагали двояко: или наши танки 84 дивизии РККА, или же германские. После этого была послана осветительная ракета от танков к стоящим на ж.д. эшелонам и сейчас же открылась стрельба по эшелонам. Тогда только я точно установил, что это танки противника и дал приказ открыть огонь из орудий по вспышкам огня танков. Как только БЕПО открыл огонь из 4 орудий [21], танки противника прекратили вести огонь. Я выслал разведку выяснить сколько танков. Мне доложили, что танков противника 6 штук …
целиком
схема боя 26-27 июня 1941 г. на depositfiles.com.
(внимание - размер! 11456х4687 px. 17.11 MB)
И позднее:
…Как только прибыл к базе, сразу был обстрелян противником из крупнокалиберных пулеметов бронебойными пулями. Я из БЕПО открыл ураганный огонь по противнику из орудий и пулеметов. 2 танка противника загорелись, расстояние 200-300 метров…
Эти снимки сделаны на современной окраине населённого пункта Плиса как раз в двух километрах от станции. Дорога, конечно, вовсе не "шоссе Минск-Борисов" (оно приходит в четырёх километрах севернее и от железной дороги не наблюдается). Это старый Борисовский тракт, в 1930-е годы с прокладкой шоссе утративший значение главной транспортной артерии, но всё ещё способный выглядеть таковой, тем более - поздним вечером. Сейчас, на участке от Смолевич до Плисы, он выглядит так:
Следует отметить, что железная дорога с тракта не видна...
...вплоть до этого места, так что обнаружение эшелонов на дистанции в 200 метров должно было оказаться неожиданностью и для немцев. И уж тем более неприятным сюрпризом оказался огонь 76-мм орудий бронепоезда.
Упоминание о посылке разведки (которое подтверждается последующим упоминанием заслуг участвовавших в ней бойцов) так же, вероятно, связано с тем, отступившие за холм танки вышли из зоны видимости бронепоезда.
Перекрёсток в двух километрах от места боя. Слева дорога от населённого пункта Присынок по которой к Плисе вышла первая группа танков вечером 26 июня. Вторая группа подошла 27.6 от Смолевич (со стороны съёмки)
Тот же перекрёсток, вид со стороны железной дороги. Присынок - прямо, Смолевичи -налево, Плиса - справа
В бою, последовавшем на следующий день, Кононеко предполагал "уйти на другую огневую позицию" "за лес". Вероятно, в район хуторов Коровище. Там тоже рельеф местности способствовал бы укрытию от огня с дороги. Железная дорога в этом направлении просматривается только на небольшом участке. Но, увы, осуществить план не удалось.
Вообще же рельеф мало похож на тот, что виден сделанных позднее немецких фотографиях бронепоезда, что свидетельствует в пользу версии о том, что состав впоследствии отбуксировали к Смолевичам.
Сводная запись темы Бронепоезда июня 41-го (оглавление)