БЕПО-МБВ 76 полка 3 дивизии НКВД

Feb 22, 2011 09:47

Больше всего вопросов вызывает « неизвестный бронепоезд, оставленный личным составом» на станции Жодино. В других источниках встречается «подъехавший МБВ неизвестного полка».

МБВ, то есть «моторный бронированный вагон» или «мотоброневагон», представлял собой самоходную железнодорожную машину с артиллерийским вооружением. То есть соединял в себе качества бронелокомотива и бронеплощадки. Мог применяться, как самостоятельно, так и в составе бронепоезда.


На вооружение РККА до начала Великой Отечественной войны мотоброневагоны не поступали, зато имелись в НКВД. Наиболее вероятным кандидатом на роль «жодинского» МБФ является мотоброневагон учебного бронепоезда 76 полка 3 дивизии НКВД по охране железнодорожных сооружений. Командир полка - капитан В. А. Кононенко, военком - А. П. Коростелев. Базировался полк в Орше.

По штату БЕПО-МБВ имел бронепаровоз (судя по фотографиям, данный состав имел обычный небронированный «чёрный» паровоз), три мотоброневагона типа Д-2, бронированный вагон-склад, вагон-мастерскую, вагон-кухню, два бронеавтомобиля БА-10 на железнодорожном ходу, автодрезину, мотодрезины. Экипаж составлял 126 человек, вооружение - шесть 76,2-мм полевых орудий обр. 1902 г. (плюс 1 учебное), 45-мм орудий (на бронеавтомобилях) 4 (2 учебных), пулемётов 7,62-мм «Максим» - 12 (и 2 учебных).

23.06.1941 г. БЕПО отправлен в Минск. После этого в советских документах исчезает. Зато, появляется на страницах у Дэвида Гланца (David M. Glantz The Initial Period of War on the Eastern Front, 22 June - August 1941) в описании действий 7 танковой дивизии (7 Pz.Div) в районе станции Плисса (ныне станция «Красное Знамя»):

"На рассвете 27 июня четыре танка обнаружили бронепоезд и вступили с ним в бой, в ходе которого был подбит танк командира роты. Другая поддерживающая танковая рота, состоящая из шести танков и нескольких противотанковых орудий, заставила замолчать русский поезд. В ходе этого сражения был серьезно ранен осколком снаряда полковой командир, полковник Ротенбург»

Подписи на немецких фотографиях повреждённых МБВ и паровоза указывают в качестве места действий станцию Смолевичи. Вполне возможно, как это часто случается, указана ближайшая крупная станция, или состав был отбуксирован туда в дальнейшем.

Таким образом имеем бронепоезд находившийся в подходящее время (утро 27 июня в сообщении о бое у Плиссы и ночь 26/27 июня в случае с боем 58 БЕПО в Жодино), и в подходящем месте (ст. Смолевичи удалена от Жодино всего на 20 км, ст. Плисса и того меньше - на 12). На имеющихся фотографиях присутствует два мотоброневагона. Возможно, что третий МБВ и был «неизвестным бронепоездом», оставленным на станции Жодино.

Доклад ст. лейтенанта Кононенко по вопросу боевых действий учебного бронепоезда 76 и полка войск НКВД



Сводная запись темы Бронепоезда июня 41-го (оглавление)

Великая Отечественная, 2_Мировая, Бронепоезд, Жодино

Previous post Next post
Up