В своё время был восхищён зигзагом судьбы
Виталия Антоновича Кононенко, вернувшим его на место первого боя ровно три года спустя. Мне удалось найти человека, в жизни которого случилось нечто подобное.
Бронепоездом №48 в
бою 1.7.41 г. командовал старший лейтенант Мещерский Михаил Никанорович (Николаевич?).
Родился в 1897 году, уроженец Волгоградской области, Ленинский район, с. Царево. Русский. Член ВКП(б) с 1925 года. Служил в Красной Армии с 1918 по 1934 год. Вновь призван Орловским горвоенкоматом в июне 1941 г. Назначен командиром
БЕПО №48 12-го отдельного дивизиона.
После повреждения бронепоезда в бою 1.7.41 г. вывел состав в Борисов, а затем в Брянск на ремонт. Через два дня после завершении ремонта (4.8.41 г.) БЕПО попал под бомбёжку и вынужден был вернуться в Брянск. С 13 августа 1941 г. БЕПО №48 действовал совместно с 45-м корпусом в районе Белынковичей. 17 августа бронепоезд оказался отрезан от своих частей, оставлен командой, подожжён и пущен в сторону взорванного моста через р. Ипуть.
Попрошу запомнить последний момент.
Михаил Никанорович в ходе этих событий получил контузию.
В мае 1944 года капитан М.Н. Мещерский, командир штабной батареи 980-го артиллерийского полка, представлен к ордену Красной Звезды (награждён приказом частям 17-й стрелковой дивизии 48 армии 1-го Белорусского фронта №: 99/н от: 26.05.1944)
"Капитан тов. МЕЩЕРСКИЙ М.Н. участвует в Отечественной войне с июня 1941 г. В артполку служит с марта м-ца 1943 г. В наступательных боях с августа 1943 г. по март 1944 г. показал себя инициативным, требовательным к себе и своим подчинённым командиром.
Неоднократно под сильным артобстрелом противника в особенности при форсировании рек: ИПУТЬ, СОЖ, ДНЕПР - оборудовал наблюдательные пункты в боевых порядках пехоты, что обеспечивало всегда непрерывное, устойчивое и безопасное управление артиллерийским огнём наступления нашей пехоты. Командный пункт полка в наступлении всегда располагается в центре боевых порядков с наименьшим удалением от переднего края. В целях устранения возможных потерь тов. Мещерский хорошо организовал инженерные работы по оборудованию командного пункта, налаживая одновременно устойчивую и непрерывную телефонную связь между КП и КНП полка."
То есть капитан Мещерский ровно два года форсировал ту же самую реку, в которой утопил свой бронепоезд.
То что командир БЕПО стал хорошим командиром батареи ожидаемо. Перефразируя Менделеева: бронепоезд это железнодорожная повозка для пушки. А вот инженерные таланты капитана Мещерского - приятная неожиданность.
PS. 6 апреля 1985 г. М.Н. Мещерский награждён орденом Отечественной войны II степени. В этом факте не было бы ничего примечательного, если не учитывать того, что Михаил Никанорович родился в 1897 г.
Сводная запись темы Бронепоезда июня 41-го (оглавление)