Часть 3. 1.6.41. Попытка прорыва лёгких БЕПО №№ 47 и 48 12-го отдельного дивизиона к Жодино

Dec 02, 2016 14:13


Прошу дать указания к-ру 1 МСД (Орша) провести боевую разведку и очистить от мелких частей пр-ка шоссейную дорогу и жд магистраль Жодино, Смолевичи, Минск, так как есть основания что на этом направлении крупных частей пр-ка нет.

Боевое донесение Начальника гарнизона гор. Борисов
корпусного комиссара Сусайкова №1 от 29.6.41 г.

Назначенный ответственным за оборону города Борисов и рубежа по реке Березина, начальник Борисовского танкотехнического училища, корпусной комиссар Сусайков не собирался ограничиваться пассивной охраной переправ. Думая не только о выполнении непосредственной задачи, но рассуждая о ситуации в целом, он последовательно настаивал на необходимости восстановить контроль над железной дорогой и шоссе на Минск. Это казалось вполне выполнимым - разведка 29.6.41 г., хоть и не смогла прорваться к Смолевичам, но крупных сил противника не встретила.

Однако, в распоряжении Сусайкова имелся лишь состав собственного бронетанкового училища (1400 человек) да сбор "сброда из паникеров" и следующих на поиски своих частей командиров из тыла. Задачу расчистки шоссе он предлагал возложить на части прибывающей из Московского военного округа 1 мотострелковой (Пролетарской) дивизии. Согласно Боевому распоряжению командующего войсками Западного фронта генерал армии Павлова от 30.6.1941 г. 1 МСД к к 12.00 1.6.41 г. должна была занять оборону по реке Березина, создав плацдармы на западному берегу реки.

Распоряжением командующего 20 армией, из состава 1 мсд формируется сводный отряд под командованием заместителя командира по строевой части Глуздовский В.А., задачей которого ставится уничтожение "авиадесанта" противника в районе Смолевичи. В состав отряда Глуздовского входили две роты 12 танкового полка (22 танка), две стрелковые роты, два пулеметных взвода, взвод противотанковой, взвод батальонной артиллерии и одна батарея артиллерийского полка. Эти части выдвинулись из Орши во второй половине дня 30 июня и прибыли в Борисов гораздо раньше основных сил дивизии.
"Содействовать танковому батальону по разгрому танков противника в районе станций Жодино-Смолевичи" должны были действия двух бронепоездов 12 отдельного дивизиона, накануне прибывших в Борисов из Смоленска.

Около трёх часов дня отряд Глуздовского выступил в сторону Жодино по шоссе Москва-Минск. В 15:20 1.7.41 г. с вокзала Борисова отправились и лёгкие бронепоезда №47 (командир младший лейтенант Белов П.И.) и №48 «Брянский рабочий» (командир старший лейтенант Мещерский М.Н.). На идущем головным БЕПО-47 находился командир дивизиона майор Дерюгин C.В.



Бой 1.7.41 г. (фрагмент схемы)
Полная схема на depositfiles (4816х5052 px, 13,14 МБ)

К сожалению, оценка обстановки Сусайковым и командованием Западного фронта была чересчур оптимистичной. Задача расчистки дороги на Минск потеряла актуальность ещё 28 июня с занятием города немцами. В тот же день к "мелким группам противника" в районе Смолевич присоединились передовые части 18 танковой дивизии. К 1.6.41 г. немцы покончили с сопротивлением 100 СД на рубеже реки Волма и накопили достаточно сил, чтобы предпринять решительное наступление на Борисов. В то время, когда группа Глузовского шла на запад, навстречу им двигался передовой отряд 18-я танковой дивизии. Причём, немцы имели преимущество - за счёт налаженной авиаразведки они знали о приближении советских танков. В результате группа Глуздовского угодила в засаду и была полностью уничтожена.

Бронепоезда ничем не могли помочь танкам, да и вряд ли вообще знали о разгроме "танкового батальона", которому должны были содействовать. Они вели свой собственный бой.



БЕПО №47

Первый контакт с противником имел место "на половине пути" между Борисовом и Жодино, вероятно, в районе высоты 174.2 и населённого пункта Горельцы, в том месте, где железная дорога делает изгиб в сторону шоссе и максимально приближается к нему[1]. В этот момент БЕПО №47 выпал шанс если не сорвать штурм Борисова, то внести дезорганизацию в действия 18 танковой дивизии, ликвидировав её командира. Генерал-майор Неринг пытался догнать передовой отряд своей дивизии на автомобиле. Его сопровождали два танка - Pz.KpW II и командирский Bef.KpW III. Как раз в этом месте генерал решил сделать привал и воспользоваться радиостанцией, установленной на командирском танке. И тут со стороны Борисова показался советский бронепоезд. Ситуация была критической для немцев - ни возможности удрать, ни сопротивляться. Всё артиллерийское вооружение группы сводилось к 20-мм пушке на Pz.KpW II [2], снаряд которой от корпуса бронепоезда срикошетил не нанеся никакого вреда. Второй же выстрел не состоялся вовсе - осечка. А бронепоезд приближается, разворачивает башню и… стреляет поверх голов - на БЕПО №47 думают, что встретили свои танки. Бронепоезд проходит мимо, а сопровождение генерала наскоро собирает вещи и вскоре благополучно догоняет передовой отряд.

Вскоре примерно на том же месте происходит новая стычка, но на сей раз расклад уже совершенно иной. К Горельцам подтягивается голова левой походной колоны 18 танковой дивизии. И подошедший от Борисова БЕПО №48 встречает огонь танков и артиллерии. Снаряды пробивают тендер и, что гораздо хуже - правый цилиндр паровоза. Старший лейтенант Мещерский принимает решение прекратить выполнение боевой задачи и выйти из боя. Бронепоезд уковылял в Борисов. Впоследствии - отправлен в Брянск на ремонт.

БЕПО №47 после перестрелки проследовал дальше на запад, пока не вышел к переезду [3] в 500 м от станции Жодино. Путь здесь оказался разрушен [4], а на шоссе обнаружилась колонна из 20 немецких танков [5]. Бронепоезд открыл огонь по противнику и, под ответным обстрелом, стал отходить на Борисов.

Однако уйти ему не удалось. К этому времени в районе Горельцев у немцев скопилось уже около трёх десятков танков с артиллерией. Вероятно, получив сообщение о том, что бронепоезд возвращается часть танков выдвинулась по грунтовой дороге к железнодорожному переезду, перехватив путь отхода. Артиллеристам БЕПО №47 удалось подбить головную машину, но в этот момент вражеский снаряд пробил котёл паровоза и тот взорвался. Команду машинистов обварило кипятком. Потерявший ход бронепоезд продолжал отстреливаться артиллерийским и пулемётным огнём с места. Но преимущество, как вооружении, так и в подвижности было на стороне противника. Бронепоезд обстреливался с трёх сторон. В небе появились вражеские самолёты. Вскоре загорелась одна из бронеплощадок, на которой стали рваться снаряды. Командир дивизиона, майор Дерюгин, приказал покинуть состав.

Экипаж, прикрывшись заслоном из добровольцев, ушёл в сторону деревни Пересады на другом берегу Плиссы. Раненых тащили на носилках. Одного из них, находящегося в тяжёлом состоянии, оставили в Пересадах на попечении местных жителей. Он умер спустя две недели и похоронен на местном кладбище в безымянной могиле.

На базу дивизиона не вернулось 63 человека из команды БЕПО №47, 8 из которых погибли в бою 1.7.41 г. Их тела извлекли из бронепоезда железнодорожники, которых немцы согнали для расчистки путей после взятия Борисова. Семерых похоронили возле железнодорожного полотна, одного - у переезда. В 1956 г. останки перенесены в братскую могилу на кладбище д. Пересады. Ни одно из имён не указано.

Единственной памятью об этом бое служит знак невдалеке от станции Пролетарская Победа, установленный по собственной инициативе Владимиром Петровичем Сацукевичем в 1996 г.



[1] кратчайшее расстояние порядка 400 м.

[2] Командирский танк "вооружён" деревянным макетом орудия.

[3] В настоящее время не существует. До 1980-х соединял две части улицы Калинина.

[4] Возможно, авиацией ещё 27.6.41 г., что не позволило эвакуировать находящиеся на станции составы.

[5] Все данные по количеству немецкой техники даны по советским источникам. На 22.6.41 18 танковая дивизия включала 6 Pz.Kpfw. I, 50 Pz.Kpfw. II, 50 Pz.Kpfw. III (c 50-мм пушкой), 15 Pz.Kpfw. IV, 12 командирских танков.
Сводная запись темы Бронепоезда июня 41-го (оглавление)

Previous post Next post
Up