12 отдельный дивизион бронепоездов

Nov 28, 2016 18:00


12 ОДБП появился в результате расформирования в 1939 г. отдельного полка бронепоездов (единственного в РККА). Директивой Генерального Штаба № 4/3/46480 от 21 марта 1939 года Военному Совету Орловского военного округа (ОрВО) предписывалось сформировать на его базе 3-й и 4-й отдельные дивизионы бронепоездов (ОДБП), а так же выделить кадр и матчасть для двух "дивизионов скрытого формирования". Их развёртывание предполагалось во время мобилизационных мероприятий в случае начала военных действий.



БЕПО №47. Видны две бронеплощадки типа военсклада №60 и бронепаровоз ПР-35

До этого момента кадр (по 29 человек) и матчасть содержались при 4 ОДБП, базировавшемся в Брянске, где находился военный склад №60 (до 1930 г. - база бронепоездов РККА)


Развёртывание 12 ОДБП осуществлялось с 23 по 27 июня. Командование дивизионом 29 принял майор Дерюгин Сергей Васильевич. Из 4 ОДБП (одновременно проходящего переформирование в запасной полк бронепоездов) 12 дивизион получил 24 человека. 478 прибыли из запаса, главным образом это были рабочие завода "Красный Профинтерн" (производившего бронеплатформы и бронепаровозы), брянского железнодорожного узла и колхозники Орловской области. (Одновременно аналогичным образом в Брянске формировался 6 ОДБП.)

В состав 12-го дивизиона вошли бронепоезда №47, №48, №49. Лёгкие бронепоезда №№47 и 48 получили бронеплощадки типа военсклада №60 (Брянск), тяжёлый БЕПО №47 - бронеплощадки ПТ-33 завода "Красный Профинтерн" (Бежица). Стоит отметить, что бронеплощадки типа военсклада №60 к этому моменту считались "устаревшими по оборудованию и небезопасными по эксплуатации по ходовым частям".

БЕПО
тип

командир

№47
легкий
младший лейтенант
Белов П.И.

№48
легкий
старший лейтенант
Мещерский Михаил Николаевич

№49
тяжёлый
лейтенант
Крохин Анатолий Николаевич

По штату военного времени №016/731, дивизиону так же полагались: 3 бронедрезины, 20 бронемашин на железнодорожном ходу (8 БА-20жд и 12 БА-10жд), 15 железнодорожных торпед, и база (железнодорожные вагоны для личного состава, штаба, мастерских боеприпасов, запасов продовольствия, вагон-кухня и т.п.), но об их наличии сведениями не располагаю.



Состав БЕПО №47 в бою 1.7.41 г.



Уже 29 июня дивизион прибыл в Смоленск, где БЕПО №49 остался для охраны станции "от диверсантов и парашютных групп противника", а БЕПО № 47 и 48 перешли в Оршу. На следующий день 49-й отправился на Могилёв, а лёгкие бронепоезда достигли Борисова. Где получили задачу "содействовать танковому батальону по разгрому танков противника в районе станций Жодино-Смолевичи".

В результате последовавшего 1.7.41 г. ряда боёвых стлкновений БЕПО №48 получил повреждения и выведен в Брянск на ремонт, БЕПО №47 разбит и оставлен экипажем в районе современной станции Пролетарская Победа (в 1941 г не существовавшей).

На базу дивизиона не вернулось 63 человека из команды БЕПО №47, из них 9 было убито, остальные пропали без вести. Первоначально захоронены возле железнодорожного полотна. В 1956 г. останки перенесены в братскую могилу на кладбище д. Пересады.

Дальнейшую судьбу 12 ОДБП привожу согласно книге М. Коломийца "Бронепоезда Великой Отечественной: «Сухопутные броненосцы» Красной Армии":

2 августа бронепоезда № 48 и 49 вышли из ремонта и получили задачу действовать на участках Жуковка-Липовская и Брянск-Жуковка. Утром 4 августа бронепоезд № 48 подвергся бомбежке и, получив повреждения, убыл на ремонт в Брянск.

В 18.00 4 августа БЕПО №49 получил задачу прикрыть восстановление пути на участке Липовская - Рославль для помощи отрезанному БЕПО №40 4 ОДБП дивизиона. Прибыв на место и открыв огонь, БЕПО №49 вскоре вышел из боя из-за поломки обеих орудий.

Вскоре появились немецкие самолеты, и взяв команду и часть имущества бронепоезда №40, БЕПО №49 стал отходить. Однако на перегоне Липовская - Пригорье самолеты противника разрушили путь, БЕПО №49 остановился и в это время бомбы разбили рельсы за бронепоездом, лишив его маневра. Одна бомба упала между площадкой и паровозом, несколько разорвалось рядом с бронепоездом.

Работы по подъему и эвакуации БЕПО №49 успехом не увенчались и 5 августа он был оставлен на участке Липовская - Пригорье. 10 августа в состав 12-го дивизиона вместе с бронепоездом №48 включили новосформированный БЕПО №46. БЕПО № 48 с 13 по 16 августа вел бои в районе Белынковичи совместно с 45-м стрелковым корпусом.

Прикрывая отход наших частей 17 августа бронепоезд оказался отрезанным, и в 20.00 оставлен командой, подожжен и пущен на взорванный мост через реку Ипуть у станции Сураж. После этого личный состав дивизиона вывели на переформирование. (БЕПО №46 выведен из состава дивизиона и передан в другую часть)





P.S. В октябре 1941 г. из личного состава 12ОДБП сформировали 21-й отдельный дивизион бронепоездов (штат № 016/104). Матчасть нового дивизиона составили БЕПО №1 (начал строиться на заводе имени Сталина в городе Сталино, закончен в депо Люблино) и БЕПО №2 (бывший легкий БЕПО №15 1-го дивизиона). Участвовал в боях в составе Западного, 1-го Белорусского, 1-го Украинского фронтов (в том числе, против частей УПА). Расформирован на основании директивы командования бронетанковых и механизированных войск Красной Армии № 846266сс от 10 июля 1945 г.

Сводная запись темы Бронепоезда июня 41-го (оглавление)

Железная_дорога, Борисов, Великая Отечественная, 2_Мировая, Бронепоезд, Война, Жодино

Previous post Next post
Up