Собирался написать две отдельных поста по вокзалам в Старых Дорогах и Слуцке, но статья получилась о дороге, которая объединяет обе станции. Дороге, которая никогда не претендовала на первоочередное значение и, при длине всего в 208 км. строилась полвека. Первоначальные планы были ещё скромнее - всего 39 вёрст (43 км.) от станции Либава-Роменской железной дороги Осиповичи до городка Старые Дороги. Целью был, в первую очередь, лес и лесоматериалы. В первые годы работы железной дороги (а пущена она 28 декабря 1896 г.), на станции грузили порядка 5 млн. тонн грузов. (Для сравнения, ставшие узлом Осиповичи, грузили в пять раз меньше). Лесопилка (20 рабочих) была в самом городе Старых Дорогах, а смолярня и производство скипидара (4 человека) - в одноимённой деревне.
Цветом выделены дороги, функционирующие к моменту строительства:
серым - Московско-Бресткая;
зелёным - Либава-Роменская;
Синим - Полесские.
Отрезки с цветом, изменяющимся от жёлтого к сиреневому обозначают этапы строительства.
Пунктирным красным показана граница 1921-1939 г.г.
Станция Старые Дороги
На станции имеется весьма симпатичная водонапорная башня. Трудно сказать, как внутри, но снаружи башня в отличном состоянии.
Есть и куда подавать воду.
Выгоды Старых Дорог оценили те, кто жил западнее. Настолько, что готовы были строить продолжение дороги за свои средства. В 1901 году в Министерство путей сообщения обратилась помещица Пименова, с ходатайством о продлении железной дорги до местечка Уречье. Она выделяла на строительство триста тысяч рублей (расчитывая вернуть их за пять лет эксплуатации). В итоге к 20 сентября 1906 г. дорога была продлена до Верхутино (17,84 версты - 19 км), а к 1 октября 1907 г. и до Уречья (ещё десяток вёрст). Перспективы оценили и предствители иностранного капитала - в 1904 году в Верхутино немецкая фирам "Фриц Шульц" открыла лесопильно-фанерный завод (400 рабочих мест), вскорости, построили немецкий лесозаготовительный завод с собственной узкоколейкой.
Далее вполне логичным выглядело продление ветки до уездного Слуцка. Эта стройка велась уже во время Мировой войны (когда руководство всеми железными дорогами западнее Смоленска было передано Военно-Полевому управлению) и завершилась в 1916 году.
Старое здание красного кирпича (1916), увы, было утрачено в 1920 году, во время польского отступления. Новое было построено из дерева в 1925-м и просуществовало четверть века. Современное же было возведено в 1950-м и пережило реконструкции в 1982 и 2005-м.
После 1921 года (с утратой Западной Белоруссии) смысл в дальнейшем продлении дороги вроде бы исчез. Однако в середине тридцатых годов работы возобновились и в 1936 году пути (35 км) достигли деревни Тимковичи, в каком-то десятке километров от границы. Вероятно, инициаторами выступили военные. Дело в том, что здесь размещалась 4-я кавалерийская дивизия. В случае войны с Польшей, предполагался рейд с целью срыва мобилизации и, возможно, захват укреплённого участка «Барановичи». Строительство казарм в 1932 году получило статус «ударной стройки», которого не имел даже возводившийся одновременно минский укреплённый район. Для снабжения дивизии. А так же для развёртывания на её месте стрелковых частей, дорога была как нельзя кстати. Пригодилась она и после кардинального изменения плана обороны после ареста Уборевича и Тухачевского - в 1938 году в Тимковичах расположился штаб новообразованного Слуцкого укреплённого района.
После устранения границы начались работы по продлению железной дороги до Баранович. Что, вкупе с построенной в 1931 году дорогой Осиповичи - Могилёв, давало прямое сообщение между этими городами. Правда, достраивать этот участок пришлось уже немцам в 1942 году.
Впрочем, даже появление транзитного проезда не вывело дорогу из тени треугольника "больших" дорог - Московско-Брестской, Либава-Роменской и Полесских. Электрофикация сюда так и не пришла, а второй путь не доходил дальше Некрашей. Из пассажирского сообщения через Старые Дороги и Слуцк только один (!) пассажирский поезд, да несколько "дизелей". Может быть, железная дорога давно бы загнулась и Слуцк со Старыми Дорогами лишились бы железнодорожного сообщения. Как это случилось с таким райцентрами, как Браслав, Россоны, Новогрудок, Любань, Пружаны, Лельчицы. Но в 1960 году от Слуцка протянули ветку на Солигорск. И пока там не кончатся горы этой самой соли, дорога никуда не денется.
ДР1А-178. Именно такие "дизеля" снуют между Осиповичами и Солигорском. С советских времён изменился только красный цвет. В девяностые часто можно было увидеть, что дизелёк тащат тепловозом. Сейчас такого не вижу. Кроме того, появился новый, но я сейчас там бываю редко и никак не отловлю его.
Кто-нибудь может объяснить назначение этой конструкции? На заднем плане вагоны с калийной солью - главный "пассажир" дороги.
Привокзальная площадь.
К площади примыкает ещё и автовокзал. В итоге, Раньше было тесно, грязно и суетно. После реконструкции в 2005 году стало гораздо лучше.
Здесь башня совсем другой конструкции, но такая же ухоженная.
P.S. Статья могла называться "Три башни" - вполне логично было бы включить сюда и Уречье. Но там башня была разобрана лет десять назад.
P.P.S. В Большой Советской Энциклопедии 1947 года на карте обнаружилась ветка от Уречья, через Любань, Посталы, до станции Старушки бывших Полесских дорог. Никакой другой информации о существовании этой дороги я не нашёл. Более того, дорогу от Старушек до Бобруйска примерно в это же время разобрали до Ратмировичей (ныне Октябрьский). Если кто-нибудь в курсе ситуации, буду благодарен за информацию.
Другие статьи по теме линия "Осиповичи-Слуцк":
Две башни. Старые Дороги и Слуцк. Осиповичи. Город с паровозом на гербе. Уречье Верхутино. Конечная на год.