Как всегда, мудро и четко. Рад, что Владимир Романович не оскудел мыслью и словом от своих многохлопотных занятий. Можно было бы пойти дальше и задаться вопросом: почему же мы, "технические", не понимаем, что все дело в нашем хотении? Но это уж для тех, у кого хоть иногда бывают перерывы между бумканьями головой о ступеньки.
Настоящее и будущее Церкви - 1 фрагмент
anonymous
April 23 2010, 23:40:22 UTC
Благодарю за попытку углубить дискуссию. Хотел бы предложить два фрагмента размышлений духовных людей нашего времени, чтобы попытаться глубже понять корни кризиса, симптомы которого описал автор статьи о "техническом христианстве
( ... )
Re: Настоящее и будущее Церкви - 2 фрагментlyubopitnyApril 24 2010, 02:48:16 UTC
Спасибо. Это действительно глубоко. Суждение матери Марии следует понимать в смысле "есть такие советские люди, которые", а не в смысле "все советские люди - такие". Тогда оно очень точно, и мы таких людей сегодня наблюдаем. Высказывания владыки Антония замечательно глубоки, хотя обсуждаемый вопрос задевают лишь косвенно. Есть еще одна сторона вопроса, здесь не затронутая. Со времен горбачевской гласности прошло уже около 30 лет - целое поколение. Сегодня активная часть общества - это те, которые в 1980х были детьми. Они выросли скорее не в советской, а в либеральной информационной среде. "Технические христиане" из этой возрастной группы - иные. Кстати, в комьюнити "Фомы" их, насколько можно судить, большинство. Вот это "племя младое, незнакомое" нужно исследовать как бы заново. Легойда, по-моему, о нем как раз и говорит - но ему действительно не до глубоких изысканий. Еще раз спасибо!
Между атеизмом и христианством
anonymous
April 25 2010, 20:59:41 UTC
Если проблема советских людей (отцов) в атеизме, то следующее поколение (детей) "зависло" между атеизмом и христианством, и об этом состоянии также размышляет митр. Антоний. ИСТОЧНИК: Митр АНТОНИЙ Сурожский. Труды, кн 2 // М., Практика. - 2007. - с.744-746 (...) Если подумать о первохристианах: они вошли в мир, который для них был такой же сложный, такой же трудный, как наш мир - для нас. В любую эпоху современность трудна, непредсказуема, небывала, лишь потом, когда все проблемы разрешены, она кажется простой. Но те христиане вышли в мир с проповедью, в первую очередь - с радостью и с полнотой жизни, каких не было ни у кого другого. Тот мир был в упадке. Тот мир не верил больше в жизнь, в человека, в историю, в ее возможности. И христиане вошли в него с преизливающейся верой, с сияющей надеждой и с любовью, способностью любить, которая вдохновляла их отдавать свою жизнь за других людей. Так вот, если примерить эти их черты на нас, мне кажется, мы очень мало на них похожи. Кто из нас может с полной честностью сказать: я готов
( ... )
Re: Между атеизмом и христианствомlyubopitnyApril 26 2010, 07:31:25 UTC
//все мы довольно-таки атеисты, то есть вне Бога, и могли бы несколько лучше понимать ужас того, кто совершенно без Бога//
"Вне Бога" - это верно. Это и есть "технический христианин". Но - "ужас того, кто совершенно без Бога"? Большую часть своей сознательной жизни я был атеистом - и никакого ужаса в связи с этим не испытывал. Думаю, что я хорошо понимаю атеистов, потому что помню себя таковым. Об ужасе того, кто совершенно без Бога, может говорить настоящий (не технический) христианин - и это его (христианина) ужас, а не атеиста. И если такой христианин заговорит с атеистом об этом ужасе - атеист его просто не поймет. Сам же христианин, мне кажется, лучше поймет атеиста, когда сумеет представить себе, как это - жить вне Бога и не замечать этого, и не нуждаться в Боге.
Причины теплохладности "технических" христиан надо ис
anonymous
May 1 2010, 12:15:37 UTC
Духовная наследственность есть, и в нашей нераскаянности надо искать причину. Все обсуждения по техническому христианству цепляют вершки, оставляя корешки. Помолиться бы о памяти людей безвинно убиенных - сегодня память бутовских новомучеников, безвинных перед Богом. Перед лицом той власти, которая одержала верх в нашей стране эти люди, конечно, были виновны. Виновны просто самим фактом своего существования, тем, что это были люди, которые верили Богу, которые старались в своей жизни исполнять заповеди Божии, служить Богу и ближним своим должным образом. И, вот, эти люди, они были абсолютно не нужны той новой власти, той силе, которая одержала верх в нашей стране. Как же это могло случиться? И, вот, ответ на этот вопрос, конечно, коренится в том, что уже в то время, когда эта власть набирала силу, набирала обороты, очень много людей отошло от Бога, отошло от тех исторических оснований, на которых строилась и жила наша страна. И, вот, в тот момент, конечно, наверное, большинство людей безусловно, живших в России, не хотели худшего ни
( ... )
Re: Причины теплохладности "технических" христиан надоlyubopitnyMay 3 2010, 10:28:05 UTC
Во-первых, теплохладность не является определяющим признаком "технических христиан". Чтобы далеко не ходить: автор термина Соколов-Митрич - далеко не теплохладен. Мы, "технические христиане" - разные. Одни ищут свой путь к Богу, но еще не нашли. Другие уходят от Бога. А третьи считают, что уже пришли - вот они и есть теплохладные. Во-вторых, если говорить о теплохладности, то искать ее причины в советском периоде нашей истории неверно методологически. Просто потому, что то же самое имеет место в западных странах, где большевиков не было. Или тогда уж надо сначала найти то, что составляет глубинное родство советского большевизма и западного либерализма. Вот это общее и будет причиной.
Comments 10
Можно было бы пойти дальше и задаться вопросом: почему же мы, "технические", не понимаем, что все дело в нашем хотении? Но это уж для тех, у кого хоть иногда бывают перерывы между бумканьями головой о ступеньки.
Reply
Reply
Reply
Есть еще одна сторона вопроса, здесь не затронутая. Со времен горбачевской гласности прошло уже около 30 лет - целое поколение. Сегодня активная часть общества - это те, которые в 1980х были детьми. Они выросли скорее не в советской, а в либеральной информационной среде. "Технические христиане" из этой возрастной группы - иные. Кстати, в комьюнити "Фомы" их, насколько можно судить, большинство. Вот это "племя младое, незнакомое" нужно исследовать как бы заново. Легойда, по-моему, о нем как раз и говорит - но ему действительно не до глубоких изысканий.
Еще раз спасибо!
Reply
ИСТОЧНИК: Митр АНТОНИЙ Сурожский. Труды, кн 2 // М., Практика. - 2007. - с.744-746
(...)
Если подумать о первохристианах: они вошли в мир, который для них был такой же сложный, такой же трудный, как наш мир - для нас. В любую эпоху современность трудна, непредсказуема, небывала, лишь потом, когда все проблемы разрешены, она кажется простой. Но те христиане вышли в мир с проповедью, в первую очередь - с радостью и с полнотой жизни, каких не было ни у кого другого. Тот мир был в упадке. Тот мир не верил больше в жизнь, в человека, в историю, в ее возможности. И христиане вошли в него с преизливающейся верой, с сияющей надеждой и с любовью, способностью любить, которая вдохновляла их отдавать свою жизнь за других людей. Так вот, если примерить эти их черты на нас, мне кажется, мы очень мало на них похожи. Кто из нас может с полной честностью сказать: я готов ( ... )
Reply
"Вне Бога" - это верно. Это и есть "технический христианин". Но - "ужас того, кто совершенно без Бога"? Большую часть своей сознательной жизни я был атеистом - и никакого ужаса в связи с этим не испытывал. Думаю, что я хорошо понимаю атеистов, потому что помню себя таковым. Об ужасе того, кто совершенно без Бога, может говорить настоящий (не технический) христианин - и это его (христианина) ужас, а не атеиста. И если такой христианин заговорит с атеистом об этом ужасе - атеист его просто не поймет. Сам же христианин, мне кажется, лучше поймет атеиста, когда сумеет представить себе, как это - жить вне Бога и не замечать этого, и не нуждаться в Боге.
Reply
Reply
Мы, "технические христиане" - разные. Одни ищут свой путь к Богу, но еще не нашли. Другие уходят от Бога. А третьи считают, что уже пришли - вот они и есть теплохладные.
Во-вторых, если говорить о теплохладности, то искать ее причины в советском периоде нашей истории неверно методологически. Просто потому, что то же самое имеет место в западных странах, где большевиков не было. Или тогда уж надо сначала найти то, что составляет глубинное родство советского большевизма и западного либерализма. Вот это общее и будет причиной.
Reply
Reply
Leave a comment