Трагические события стали поводом для строительства Храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге. Охота на российского императора Александра II все-таки закончилась его гибелью. Бомба, брошенная народовольцем Гриневицким 1 марта 1881 года. Ранение. Скорая смерть царя в Зимнем дворце. Оцепенение в обществе. Считается, что этот день стал началом конца российского самодержавия. А в память о погибшем царе-освободителе на месте его смертельного ранения возвели Храм Воскресения Христова, чаще называемый Спасом-на-крови.
Судя по
описанию того дня, у Александра II шансов остаться в живых было мало.
"Покушение на Александра II 1 марта 1881 года планировалось так: взрыв на Малой Садовой; если бы он не дал результата, то четыре метальщика должны были бросить в экипаж царя бомбы. Если бы царь и после этого остался жив, то его заколол бы вооруженный кинжалом Желябов.
За передвижением царя установили постоянное наблюдение. Софья Перовская записывала его результаты. При повороте на Екатерининский канал кучер придерживал лошадей. Перовская заметила, что это наиболее удобное место для взрыва. Исполнителями террористического акта были назначены Михайлов, Гриневицкий, Емельянов и Рысаков.
Обычно приготовления к проезду царя начинались с 12 часов дня, к этому времени на обоих концах Малой Садовой появлялись конные жандармы. Замирало движение, проезд по улице прекращался. Однако царь 1 марта под влиянием слухов об опасности этого маршрута поехал на традиционный воскресный смотр частям гвардии в Михайловский манеж другим путем - по Екатерининскому каналу. Перовская живо среагировала на изменившуюся обстановку и собрала метальщиков в одной из кондитерских на Невском проспекте. Получив инструкции, они заняли новые позиции. Перовская заняла место на противоположной стороне канала, чтобы в нужный момент дать сигнал к действию.
В приговоре это событие описывается следующим образом:
«… Когда карета государя в сопровождении обычного конвоя произжала мимо сада Михайловского дворца, на расстоянии около 50 саженей ( 11 метров ) из-за угла Инженерной улицы под лошадей кареты был брошен разрывной снаряд. Взрывом этого снаряда были ранены некоторые лица и разрушена задняя стенка кареты, но сам государь оставался невредим. Человек, бросивший снаряд, хотя и побежал по набережной канала, по направлению к Невскому проспекту, но в нескольких саженях был задержан и назвался первоначально мещанином Глазовым, а затем показал, что он мещанин Рысаков. Между тем, государь, приказав кучеру остановить лошадей, изволил выйти из кареты и направиться к задержанному преступнику. Когда же царь возвращался назад к месту взрыва по панели канала, последовал второй взрыв, последствием которого было нанесено царю несколько крайне тяжелых ран, с раздроблением обеих ног ниже колен… Крестьянин Петр Павлов показал, что второй разрывной снаряд был брошен неизвестным человеком, стоявшим прислонившись к решетке набережной, он выждал приближение царя на расстояние не более двух аршин и бросил что-то на панель, отчего и последовал второй взрыв".
Место ранения Александра II сразу приобрело особое значение. В тот же день его огородили, а через несколько дней было принято решение о строительстве храма-памятника в память о погибшем императоре. Его возвели в 1883-1907 годах - девятиглавый, вмещающий 1600 человек, высотой в 81 метр. Храм построен с использованием архитектурных приемов и форм "допетровского" периода, потому напоминает церкви Москвы и Ярославля XVII века и немного странно смотрится в Санкт-Петербурге.
Спас-на-крови - детище архитектора Альфреда Парланда. Альфред Александрович представил на конкурс на возведение храма над местом ранения императора проект "Старина". Но победил в нем его совместный проект с архимандритом Игнатием (Малышевым), высочайше одобренный в марте 1883 года. Но и одобренный проект подвергался изменениям.
При украшении стен храма использовали самоцветы, эмаль, цветные изразцы. Значительные пространства покрыты мозаикой высочайшего мастерства исполнения. Над внутренним убранством трудились лучшие мастера камнерезного и ювелирного искусства Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик.
Над местом ранения Александра II установили шатровую сень. Сохранили часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые упал истекающий кровью царь. Архитектор Парланд писал: «Это место по окончании постройки снова восстановлено в прежнем виде, а именно: уложены часть тротуара с откосом из мелкого камня, часть булыжной мостовой и установлена часть решетки от набережной Екатерининского канала. Камни уложены в той же высоте, как было раньше. Пол сени оказался ниже церковного на 7 ступеней».
Спас-на-крови - одно из популярнейших экскурсионных мест в Санкт-Петербурге.
Не надо удивляться, оказавшись зажатым между представителями многочисленных туристических групп. В моем случае было так. С одной стороны организованные японцы. С другой - эмоциональные итальянцы. Как много летом в Петербурге итальянцев! И как приятно видеть восторг в их глазах, разглядывающих убранство храма. Россия умеет восхищать даже итальянцев)
Перед написанием поста внимательно читала
http://www.spas-na-krovi.ru Еще о Санкт-Петербурге:
"И в Летний сад гулять водил" Спас-на-крови - храм в русском вкусе Петербург и петербуржец Дворец Меншикова в Санкт-Петербурге Жара в Петергофе Однажды в Петергофе Маленький домик великого Петра Под пальмами Санкт-Петербурга Питерские открытия - пять смотровых площадок Питерские открытия - Миракл Питерские открытия - Республика кошек Развести мосты Невы Северный отпуск Как школьников в Санкт-Петербург возили… Одиннадцатому «А» гимназии №3 Краснодара посвящается! Как школьников в Санкт-Петербург возили… Продолжение… Как школьников в Санкт-Петербург возили… Заключение.