Годовщина Приключения

May 15, 2021 19:43


15 мая 1960 года на Каннском международном кинофестивале состоялась премьера фильма Микеланджело Антониони "Приключение".





На премьере фильм был освистан зрителями. Они сочли фильм безнравственным и непристойным. Микеланджело Антониони и Моника Витти вынуждены были даже демонстративно покинуть кинозал, чтобы не слышать свист и оскорбительный хохот в адрес фильма. Но уже при повторном просмотре та же аудитория оценила его вполне благосклонно. Настолько благосклонно, что фильму была присуждена специальная премия жюри «За новый киноязык и красоту его образности», в паре с японским фильмом Кона Итикавы "Ключ". (Кстати, впоследствии по мотивам этого японского фильма Тинто Брасс поставил свой фильм с таким же названием, в котором блистала Стефания Сандрелли).



Возможно, именно первоначальная "неадекватная реакция рафинированной публики", как назвал её российский кинокритик Евгений Нефёдов, на фильм Антониони помешала ему получить главную премию кинофестиваля - Золотую Пальмовую Ветвь, которая в итоге досталась другому итальянскому киношедевру - фильму " Сладкая жизнь" режиссёра Федерико Феллини. Впрочем, среди относительных "неудачников" фестиваля вместе с "Приключением" оказались " Баллада о солдате" Григория Чухрая, " Дыра" Жака Беккера, " Девичий источник" Ингмара Бергмана. Да, и ещё мог бы оказаться фильм " Неотправленное письмо" Михаила Калатозова, если бы советские киноначальники не отозвали заявку.



Годом позже фильм "Приключение" Микеланджело Антониони участвовал в конкурсе за британскую премию БАФТА в номинации Лучший иностранный фильм, но победа была присуждена фильму Билли Уайлдера " Квартира".



Большинство кинокритиков отозвались на выход фильма хвалебными рецензиями. Но кинообозреватель The New York Times Босли Кроузер в данном случае оказался верен себе и разразился весьма ехидной рецензией. "Смотреть "L'Avventura" ("Приключение" - FG) - все равно что пытаться следить за показом картины, у которой потерялось несколько барабанов с плёнкой. Именно тогда, когда кажется, что сюжет подходит к кульминационной точке или просто выкристаллизовывается определённая логическая последовательность, сюжет прыгает в сторону, в какую-нибудь случайную ситуацию, и кажется, что объяснение будет дано, возможно, тремя барабанами позже. Но, на самом деле, что же было пропущено, фильм никогда не объясняет. Сам Микеланджело Антониони объяснил это в интервью, данном нашей газете, тем, что он хотел заставить зрителя пошевелить мозгами. Это хорошо. Но для этого он должен был бы закрыть несколько больших чёрных дыр в фильме." Впрочем, мы много раз имели возможность убедиться в брюзгливом и предвзятом характере этого кинокритика. Иначе, с чего бы он работал в газете, являющейся рупором Демократической партии США.



А, впрочем, может дело не в ехидстве и брюзгливости колумниста The New York Times, а в, так сказать, в инфантильности его интеллекта? Ведь тот же Роджер Эберт, оценивший фильм 4-мя звёздами из 4-х возможных и включивший его в свой список "Великих фильмов", в своей рецензии от 1997 года, признавался: "Когда я впервые увидел фильм, он не очень меня увлёк. Да это и понятно: мне ж было всего 18. Герои фильма скучали по образу жизни за пределами моих самых смелых мечтаний. Когда я, спустя 15 лет, читая лекции студентам, освещал этот фильм, я говорил о его затянутости и надуманности. И только недавно, вновь посмотрев этот фильм (в 1997 году Эберту исполнилось 55 - FG), я осознал, сколько страсти и ясной мысли Антониони привнесено в безмолвный крик отчаяния фильма."



Упомянутый выше Евгений Нефёдов, обладающий удивительной способностью разглядеть политическую подоплеку в самых, казалось бы, аполитичных картинах, так раскрыл глубинный смысл этого фильма: "Антониониевское «приключение» на поверку оказывается родственным «пограничной ситуации», в отдельные моменты заставляя ощутить непосредственную близость смерти… А это, в свою очередь, позволяет авторам выявить «разорванность сознания» не только отдельно взятых личностей, но и того общества, которое они представляют и в котором занимают не последние места. Шире - вскрыть противоречия, пока находящиеся в латентной форме, которые по-настоящему обнаружат себя без малого десятилетие спустя, вылившись в бурные социально-политические протесты. Расставание с прежними иллюзиями о мироустройстве - и отсутствие сил обрести новые воззрения. А как следствие, обречённость пребывать в состоянии тотального смятения, которое, по признанию режиссёра, «и есть правда фильма». Некоммуникабельность."



В СССР фильм не демонстрировался.



67% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10.



С учетом изложенного выше рейтинг фильма "Приключение" по версии FilmGourmand'а составил 8,192, что позволило ему занять 478-е место в Золотой Тысяче.



классика мирового кино, итальянское кино, каннский кинофестиваль, кино

Previous post Next post
Up