Годовщина Девичьего источника

Feb 08, 2021 21:57


8 февраля 1960 года на экраны шведских кинотеатров вышел фильм Ингмара Бергмана "Девичий источник".





Через 3 месяца после премьеры в Швеции "Девичий источник" был номинирован на Золотую Пальмовую ветвь Каннского международного кинофестиваля. Но дело ограничилось только особым упоминанием, поскольку главный приз был присуждён другому киношедевру - " Сладкой жизни" Федерико Феллини.



К ноябрю 1960 года "Девичий источник" добрался до экранов американских кинотеатров. Но! В ряде городов и штатов США фильм был запрещён к показу, а в остальных шёл с серьёзными купюрами. Причина - запреты, установленные цензурными комитетами, усмотревшими излишнюю натуралистичность в изображении сцен изнасилования.



Впрочем, с мнением цензурных комитетов фактически солидаризировался кинообозреватель The New York Times Босли Кроузер, в своей рецензии, опубликованной на следующий день после премьеры в Нью-Йорке, в первую очередь отметивший в качестве особенностей фильма Бергмана именно натуралистичность в изображении сцен насилия: "Но при всей своей прямоте и простоте, обусловленными незамысловатостью сюжета, это далеко не простая картина, которую можно просто посмотреть и оценить однозначно. Поскольку г-н Бергман снабдил наполнил фильм такими сценами жестокости, которые по причине их воистину безудержного реализма могут ошеломить и вывернуть зрителя наизнанку." - By Bosley Crowther, Nov. 15, 1960, The New York Times



Однако, к чести кинематографического сообщества США, эти цензурные нападки не помешали творению Бергмана в начале 1961 года сначала получить Золотой Глобус, а затем и премию Оскар. Обе премии - в номинации Лучший фильм на иностранном языке.



Но, прошло каких-то 40 с лишним лет, и восприятие фильма меняется. По крайней мере, у российского кинокритика Сергея Кудрявцева, который в своей рецензии 2006 года пишет: "Этот фильм шведского мастера кино Ингмара Бергмана, ... поражает и до сих пор. Но отнюдь не натурализмом и откровенностью сцены поругания. Простота, ясность, чистота и словно прозрачность избранной режиссёром манеры ненавязчиво заставляют нас почувствовать невинность и святость уединённого в самой глуши незамысловатого мира скромных людей...Ингмар Бергман в творческом союзе с замечательным оператором Свеном Нюквистом ... потрясающе передаёт трагизм происходящего как бы по реакции самой природы, которая не приемлет зла. Поэтому финал с прорвавшимся из-под земли ручьём кажется закономерным проявлением не столько Божьей милости, сколько неравнодушия земной натуры, её животворного начала, очищающегося, но и очищающего от скверны - вопреки всему и во что бы то ни стало. Идея неистребимости добра, неизбывности самой жизни, возрождающейся вновь и вновь, только в другой форме, своеобразно преломляется в стилистике средневекового сказания, строгого и вместе с тем поэтичного, трагического и одновременно возвышенного, патетичного - и, пожалуй, это в последний раз освещает творчество Бергмана с такой силой и внутренней страстностью, позволяя пережить ощущение катарсиса."



Вот этим и отличается фильм-шедевр от фильма-однодневки: каждое поколение находит в нем своё, и то, что оказалось непонятым одним поколением, воспринимается следующими поколениями зрителей. Советский кинозритель был лишён возможности посмотреть и оценить этот шедевр Ингмара Бергмана. Как, впрочем, и многие другие его киношедевры.



А сам Бергман считал "Девичий источник" "настоящей производственной травмой", определяя его как фильм, рассчитанный "на нужды туризма и... убогое подражание Куросаве (в частности, фильму "Расёмон" - FG). Это был, - говорил режиссер в одном из поздних интервью, - мой самый восторженный период увлечения японским кино, я сам тогда чуть было не заделался самураем" (Бергман о Бергмане. М.: Радуга, 1985. С. 199).



Но кинозрители дали фильму "Девичий источник" свою оценку. 70% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили этому фильму оценки от 8 до 10.



С учетом вышеперечисленных показателей успеха фильма его рейтинг по версии FilmGourmand'а составил 9,254, что позволило ему занять 116-е место в Золотой Тысяче.



насилие, легенда, шведское кино, месть, мировая киноклассика, кино

Previous post Next post
Up