14 февраля 1916 года в портовом городе Отару, что на севере Японии, родился Масаки Кобаяси. Студенческие годы Масаки Кобаяси прошли в стенах Университета Васэда, одного из авторитетнейших учебных заведений Японии, выпускниками которого были многие политические деятели. Кобаяси в университете изучал древнее восточное искусство и философию. По окончании университета в 1941 году Кобаяси поступил на работу в киностудию Сётику в Офуна в должности ассистента режиссёра.
Масаки Кобаяси
Практически сразу Кобаяси был призван в армию и отправлен в Маньчжурию в составе оккупационных войск в Харбине. С первых дней своей воинской службы Кобаяси демонстрировал приверженность пацифизму. Но пацифизм не спас Кобаяси от попадания в плен. Несколько лет Кобаяси провел в лагере для военнопленных на Окинаве. После освобождения из лагеря для военнопленных в 1946 году Масаки Кобаяси вернулся на работу в киностудию Сётику, где был ассистентом классика японского кинематографа Кэйсукэ Киносита ("
Легенда о Нараяме"). В 1952 году Масаки Кобаяси снял свой первый самостоятельный полнометражный художественный кинофильм "Юность сына".
Удел человеческий. 1959. Рейтинг фильма - 9,134; 136-е место в Золотой Тысяче.
Режиссёрская деятельность Масаки Кобаяси продолжалась до 1985 года. За 33 года Кобаяси снял 21 полнометражный художественный кинофильм. 4 из них вошли в
Золотую Тысячу, в том числе трилогия "Удел человеческий", "
Харакири", "Квайдан: Повествование о загадочном и ужасном", "
Бунт самураев (Восставший)". Благодаря этому показателю Масаки Кобаяси включён в список
100 величайших режиссёров мирового кинематографа, составленный FilmGourmand'ом.
Харакири. 1962. Рейтинг фильма - 9,095; 142-е место в Золотой Тысяче.
Известный британский поэт, драматург, переводчик Джеймс Кёркап так
охарактеризовал Масаки Кобаяси и особенности его творчества:
"Кобаяси в свои величайшие периоды в сороковые и пятидесятые годы, которые теперь считаются золотым веком японского кинематографического искусства, был перфекционистом, и никогда не шел на компромиссы. Он выбирал сложные темы, которые послевоенная публика, стремящаяся забыть ужасы вторжения и оккупации, находила слишком тревожными. Он был человеком глубоких пацифистских гуманитарных убеждений, и сегодняшние японцы, особенно молодые, избегают, как чумы, того, что получило название «три Ds» - Грязь, Опасность, Сложность (Dirty, Dangerous and Difficult). Чрезвычайно личная тема Кобаяси - борьба с насилием. Его нарочито размеренные, часто очень длинные фильмы, являются полной противоположностью тупой голливудчине с её оглушающими и оглупляющими спецэффектами."
Квайдан: Повествование о загадочном и ужасном. 1964. Рейтинг фильма - 8,674; 258-е место в Золотой Тысяче.
В честь дня рождения выдающегося Мастера, по нашему обыкновению, хотим напомнить поклонникам его творчества кадры из лучших его фильмов, включённых в Золотую Тысячу.
Бунт самураев (Восставший). 1967. Рейтинг фильма - 8,254; 444-е место в Золотой Тысяче.