Годовщина Малхолланд Драйв

May 16, 2021 19:47


16 мая 2001 года на Каннском международном кинофестивале состоялась премьера фильма Дэвида Линча "Малхолланд Драйв".





Идея снять телесериал с названием "Малхолланд Драйв" появилась у Дэвида Линча ещё во время съемок телесериала "Твин Пикс" в 1990 году. По словам актрисы Шерилин Фенн, Линч собирался сделать так называемый "спин-офф", сюжетное ответвление, в котором Одри Хорн, второстепенный персонаж "Твин Пикс", которую играла Фенн, пытается попасть в Голливуд. Иными словами, одной из важнейших тем задуманного Линчем телесериала "Малхолланд Драйв" была борьба актеров, пытающихся пробиться в Голливуд. Такую версию подсказывает запланированное название сериала, поскольку реальный Малхолланд Драйв пересекает Лос-Анджелес, образуя границу между более бедной долиной Сан-Фернандо на севере и Голливудом на юге. Таким образом, он служит метафорой границы между неудачей и успехом в кинобизнесе. Некоторые киноведы иногда даже называют фильм "Малхолланд Драйв" "ядовитым письмом Голливуду".



Первый, пилотный, эпизод задуманного Линчем сериала был снят в 1999 году и...остался лишь пилотным эпизодом. Телекомпания ABC, выделившая 8 миллионов долларов на съемки сериала, осталась недовольна полученным результатом и закрыла проект. Одной из причин недовольства телекомпании явился возраст исполнительниц главных ролей Наоми Уоттс (31 год) и Лоры Херринг (35 лет), которые, по мнению руководства телекомпании были слишком стары, чтобы стать телезвёздами.



Узнав о прекращении проекта, французская кинокомпания Studio Canal предложила Линчу дополнительные 7 миллионов долларов при условии превращения отснятого эпизода в полноценный художественный кинофильм. Первоначально Линч отверг это предложение, надеясь, что найдётся другая телекомпания, которая проявит интерес к продолжению съемок телесериала. Но когда он узнал, что телекомпания ABC уничтожила декорации фильма и распродала все костюмы и реквизит, ничего другого не оставалось, как согласиться на предложение французской кинокомпании. Впоследствии Линч называл действия ABC скрытым благословением, благодаря которому у него появились новые идеи о том, как продолжить съемку, что, в конечном итоге, привело к более чем успешному результату.



На вышеупомянутом Каннском международном кинофестивале "Малхолланд Драйв" был номинирован на главную премию - Золотую Пальмовую Ветвь. Жюри кинофестиваля под председательством великой скандинавской актрисы Лив Ульман сочло наиболее достойной главной премии фестиваля итальянскую мелодраму "Комната сына" режиссёра Нанни Моретти. Компанию "относительных неудачников" фильму Дэвида Линча составили, среди прочих, фильм Джоэла Коэна " Человек, которого не было" и "Мулен Руж!" База Лурмана. Но Дэвиду Линчу, так же, как и Джоэлу Коэну, была присуждена премия за Лучшую режиссуру.



В начале следующего, 2002-го, года фильм "Малхолланд Драйв" получил четыре номинации на американскую премию Золотой Глобус, но не выиграл ни одной. В важнейшей из полученных номинаций - Лучший драматический фильм - Голливудская Ассоциация Иностранной Прессы присудила победу картине Рона Ховарда " Игры разума". Чуть позже "Малхолланд Драйв" получил одну номинацию на премию Оскар, но это была номинация в одной из важнейших категорий - Лучший режиссёр. И в этой номинации Дэвид Линч уступил Рон Ховарду, режиссёру фильма "Игры разума".



На европейских кинофорумах фильм Линча "Малхолланд Драйв" показал более высокие результаты. Французская киноакадемия присудила ему свою премию "Сезар" в категории Лучший иностранный фильм (хотя почти половину затрат на производство картины составили французские деньги), а Датская национальная ассоциация кинокритиков удостоила его своей премии Бодиль как Лучший американский фильм года.



У американских профессиональных кинокритиков картина Линча вызвала чрезвычайно противоречивые, если не сказать, противоположные отзывы. Например, известный американский кинокритик Джеймс Берардинелли оценил фильм всего двумя звездами из 4-х возможных и в своей рецензии написал:

""Малхолланд Драйв" начал свою жизнь как пилотный сериал. Когда (телекомпания) ABC категорически отвергла этот пилот, Линч решил снять серию новых мрачных сцен, чтобы обеспечить своего рода финал. Наблюдая за финальным проектом, легко определить, где происходит этот «обрыв». Первые 105 минут фильма увлекательны и по большей части понятны. Нет контента, который можно было бы посчитать неподходящим для телевидения. Затем, когда все заходит в тупик, скатываясь в царство бессвязного, две главные героини снимают одежду и проводят большую часть последних 40 минут без одежды. Как телесериал "Малхолланд Драйв" мог бы быть убедительным материалом; как кинофильм, во многом из-за придуманной Линчем «концовки», это беспорядочная мешанина....Полагаю, в какой-то степени я все еще хочу порекомендовать "Малхолланд Драйв" - это замечательно стильный фильм, несравненная музыка, и первые две трети граничат с блестящими. Но я с раскаленной страстью презираю то, что Линч сделал с финалом. Когда я вышел из кинозала, я кипел от ярости."



Гуру американской кинокритики Роджер Эберт дал фильму Линча максимальные 4 звезды и включил его в свой список "Великих фильмов". В своей рецензии он попытался объяснить то, что не понял Берардинелли:

"Во многих фильмах было бесчисленное множество эпизодов сновидений, почти все они были задуманы с фрейдистским буквализмом, чтобы показать, что персонажам снятся кошмары о сюжете. "Малхолланд Драйв" - это сам сон. Нет ничего, что должно было бы быть моментом пробуждения. Как и настоящие сны, он не объясняет, не завершает свои последовательности, задерживается на том, что находит увлекательным, отвергает бесперспективные сюжетные линии. Если вам нужно объяснение последних 30 минут фильма, подумайте об этом как о сновидце, медленно приходящем в сознание, как нити из сна борются за пространство с недавними воспоминаниями из реальной жизни и с фрагментами других снов - старых и тех, которые все еще находятся в разработке."



Российские кинокритики в большинстве своём посвятили фильму Дэвида Линча "Малхолланд Драйв" весьма хвалебные отзывы. Мне лично ближе всего оказалась оценка Алекса Экслера, который в своей рецензии отметил:

"Мне понравился "Малхолланд драйв". Даже очень. Это умный, тонкий и весьма непростой для восприятия фильм. Настоящее интеллектуальное кино. Если вы в нем ничего не поняли - не расстраивайтесь и не считайте себя идиотом. Нужно просто дать себе труд немножко подумать, поразмышлять, проанализировать и сопоставить между собой какие-то куски фильма. Для чего? Да просто чтобы мозги не застаивались. Понятно, что намного проще смотреть стомиллионнобюджетные идиотизмы, поставленные по комиксам, или современные дурацкие комедии, создатели которых соревнуются друг с другом, кто сделает максимально тупой и плоский, как доска, сценарий, - ведь там напрягаться не приходится, - однако так голова может совсем разучиться думать. А оно вам надо?"



У рядовых кинозрителей фильм Дэвида Линча "Малхолланд Драйв", при всей его сложности, получил довольно высокие оценки. 67% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. 22% пользователей поставили фильму высшие баллы - "десятки". С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Дэвида Линча "Малхолланд Драйв" по версии FilmGourmand'а составил 8,3, благодаря чему он занял 416-е место в Золотой Тысяче.



детектив, американское кино, каннский кинофестиваль, шедевры мирового кино, кино

Previous post Next post
Up